Приложение 1 (к аналитической записке) "Рисование пластилином"
26.04.2019
Рисование пластилином как средство развития пластических навыков и цветовосприятия
у детей дошкольного возраста.
В данной разработке представлены конспекты занятий по изобразительной и
художественной деятельности детей старшего и младшего дошкольного возраста.
Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии.
Представлена методика создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста.
Использование художественного слова, игровых методов и приемов позволит детям достичь успехов в формировании изобразительных умений и навыков, развитии, творческих особенностей.
Предлагается обобщенный опыт работы по художественно-изобразительной деятельности с детьми старшего и младшего дошкольного возраста. Предлагаемые конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста под девизом:
«Играя -познаём, растём и развиваемся.»
Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня:
«графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы,
-прищипывание,
-сплюшивание,
-оттягивание деталей от общей формы,
-плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.
Важное значение начинает при обретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность
ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частич-ного использования так называемого бросового материала, расширяются воз-можности изобразительной деятельности детей.
Условно занятия были разделены на тематические циклы.
Использование разнообразного изобразительного материала не только позволяют сделать работу детей содержательной, изделия выразительными и оригинальными, но и рождает у дошкольников интересные идеи, желание придумывать новые способы и приёмы в творческой, художественной деятельности.
В данной разработке представлены следующие циклы:
-насекомые,
-рыбы,
Пояснительная записка
Художественная деятельность- специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа( в рисунке, лепке аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности. В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, солёное и сдобное тесто, влажный песок, снег, бумажная масса для папье-маше), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или сухой манки), возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей:
-видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;
-синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движениями своих рук); соизмерять нажим ладоней на комок глины;
- создавать простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменять их - преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, бублики, баранки);
- учить лепить пальцами (не только ладонями) - соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая их друг к другу; защипывать край формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество пластического материла для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков);
-создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнёздышке
В дошкольных учреждениях лепкой дети начинают заниматься уже в младшей группе с 2-х летнего возраста. Они постепенно осваивают простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов:
- прищипывание,
-оттягивание деталей от общей формы,
-плотное соединение частей путем примазывание одной части к другой,
- выполнение декоративных налепов разной формы,
- создания лепных картин с изображением объемных и полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Все вышеперечисленные приемы лепки могут использоваться в нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня:
«пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла,
«графия» - создавать, изображать.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с использованием природных и бросовых материалов (семена и ветки растений, ткань, бусины и т.д.), что позволяет расширить возможности изобразительной деятельности детей. Кроме того, происходит осознание единства человека с природой, знакомство с миром различных предметов и материалов, способствующих созданию выразительных образов.
Разнообразный изобразительный материал позволяет сделать работу детей содержательной, выразительной и оригинальной, что порождает развитие творческих способностей у дошкольников: возникают интересные идеи, желание придумывать новые способы и приёмы изображения художественного замысла.
Важное значение приобретает цвет пластилина. Он выступает как средство выразительности и передачи характерных признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».
Опыт работы по организации занятий художественной лепкой и пластикой с детьми старшего и младшего дошкольного возраста включает в себя занятия, составленные с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста.
Комплексы занятий построены на использовании нетрадиционных изобразительных техниках, с применением нетрадиционных материалов. В каждом занятии обязательно используется художественное слово, элементы двигательной активности, игровые методы и приемы, что позволяет детям достичь успехов в формировании изобразительных умений и навыков, развитии, творческих особенностей.
Занятия основаны на результатах практической работы и представляют новый подход к художественно творческому развитию ребёнка, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.