Защита детей от виртуальной агрессии в области компьютерных игр. Ильюшонок Н.Я.

26.04.2019

Компьютер с мультфильма дети и собаки - Стоковое векторное изображение Klara Viskova #6453877

 

Сначала, уважаемые родители, предлагаю ответить на следующие вопросы:

-Играют ли Ваши дети в компьютерные игры?

-Как часто? Каждый день? Сколько времени?

-В какие игры?

-Спокойно ли заканчивают, по первой просьбе или несколько раз напоминаете?

В современном обществе владение компьютером является почти обязательным условием для успешной социализации, так как компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для овладения в дальнейшем какой-либо серьезной профессией.

Почти в каждой семье есть компьютер, дети видят работающих за ним взрослых и играющих старших детей. Порой мы, взрослые, сами того не замечая, отстраняем от себя детей, предлагая им телевизор или игру на компьютере, чтоб заняться своими делами. На несозревший мозг дошкольника может обрушиться информация, вовсе непредназначенная для его восприятия. И это может повлечь за собой не только агрессию, но и замкнутость, оторванность от реальности. Чем же  опасна замкнутость? Компьютер дает ребенку возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В то же время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят ошибки, неуспех, негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. В «реале», столкнувшись с препятствиями, ему вряд ли удастся преодолеть их теми же способами, что и в играх. Уход в виртуальную «действительность» может сформировать у ребенка психологическую зависимость от компьютера. Особенно это опасно для застенчивых детей. Общение с окружающими требует от них слишком сильного психоэмоционального напряжения, ставит их в ситуацию дистресса, и тогда на смену реальному общению приходит псевдообщение—с компьютером. Ребенок, играющий в компьютерную игру, имеет прекрасную возможность почувствовать себя сильнее, смелее, красивее. Словно по волшебству, он становится настоящим героем! Игры открывают для него новый мир. Там ребенок чувствует себя великим полководцем, космическим воином; он учится хитрости, ловкости, смелости и мудрости, но нереальной.
          Это все в его мыслях и мечтах:  повелитель галактик, самый быстрый гонщик, самый бесстрашный летчик, строитель, исследователь, первооткрыватель, архитектор и т. д. и т. п.  Если в виртуальном мире все происходит так, как хочет он, зачем оттуда выходить?

Еще одна опасность кроется в условности «жизни и смерти» компьютерного героя, того, с кем ребенок по ходу игры невольно начинает себя отождествлять. Пять жизней израсходовано, но есть еще шестая и можно выиграть седьмую, восьмую и т. д. Смерти не существует: умерев, ты можешь «воскреснуть» и все начать сначала. Отсутствие логической связи, причинно-следственных отношений, ощущения необратимости смерти, в конце концов, тоже влияет на сознание и подсознание ребенка. Не в этом ли причина роста детского суицида? Почему дети, вполне вроде бы благополучные, не из-за замечания в дневнике, и даже не из-за несчастной любви, в одиночку и компаниями слетают с крыш многоэтажек... Просто так... Может быть, они думают, что не разобьются, а встанут и пойдут дальше, или им кажется, что у них в запасе еще пять-шесть жизней... По крайней мере, такую гипотезу неоднократно высказывали психологи, комментируя случаи «беспричинного» самоубийства детей.

 В уходе ребенка в виртуальную реальность таится определенная опасность для его психического здоровья, это очевидно. Но и сам уход, в свою очередь, может быть сигналом неблагополучия отношения ребенка с реальным миром. Если в реальной жизни он имеет достойную альтернативу виртуальным мирам - понимающих, любящих родителей, друзей, разнообразные интересы, — то вряд ли в одночасье бросит все это ради компьютера.

Если маленького ребёнка невозможно оторвать от компьютерных игр без последующей истерики – это, конечно же, проявление изначально неправильной политики отношения взрослых. Родители то сильно беспокоятся о вредном влиянии компьютера, то вдруг будто забывают об этом, позволяя ребёнку играть часами. А поскольку единых требований в семье нет – то и ребёнок поступает, как ему хочется. Став школьником, его родителям очень проблематично отвлечь его от компьютера. Как же быть заботливым родителям: запретить, или всё-таки разрешить общение с «умной машиной»?

Занимательная информатика

Надо сделать так, чтоб встречи с компьютером приносили пользу. И чтоб не возникли трудности во время школьной поры, считаю, самое время заняться компьютерной пропедевтикой ещё в стенах детского сада. Интерес детей к компьютеру огромен, и задача  любящих родителей направить в нужное русло общение с современной техникой, сделав компьютерные средства привычным и естественным для повседневной жизни.

 В МБДОУ № 2 оборудован  кабинет информатики с тремя компьютерами, доступными для детей. Дети занимаются на регулируемых креслах, обшитых забавными чехлами  виде утёнка, лягушонка, щенка, поросёнка, котёнка. Для формирования правильной посадки за компьютерным столом мы используем  подставки для ног. Для работы подобраны компьютерные игры, соответствующие возрасту детей. Каждой образовательной области соответствует несколько игр. Например, к образовательной области - Познание используется серия игр с «Домовёнком Бу»: «Арифметика», «Окружающий мир (экспедиция)», «Живая природа (в мире растений)», серия игр «Детство Мапетов»: «Хочу всё знать», «Флора и фауна», так же «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». К образовательной области - Художественное творчество – диски: «Учимся понимать живопись», «Весёлый художник», «Мастерская домовёнка Бу» и т.д. Работа  с детьми на компьютере организуется индивидуально в дни повышенной работоспособности детей – вторник, среду. Педагогами выполняются все необходимые, но очень важные, правила во время игр, что позволяет сохранить здоровье малышей. Вместе с тем детям открывается мир огромных возможностей, доступный сегодня маленьким пользователям. Считаем обязательным познакомить с этими правилами и родителей. Вот некоторые из них (которые также необходимо соблюдать и взрослым):

 
1.При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.
2.Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см).
3.Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз, находиться перед монитором не более 10минут детям 5 лет, не более 15 минут – 6-7 лет.
4.Соблюдать правильную рабочую позу.
5.Не работать на компьютере в темноте.
6.После занятий  умыться прохладной водой.

 

 

Поистине огромное  количество игр, ассортимент которых обновляется практически ежемесячно (если не еженедельно), может сбить с толку любого из нас. Взрослым немаловажно  понимать, как, зачем и во что играть с детьми, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры. Для этого не мешало бы поинтересоваться законами компьютерного игрового мира. И поможет вам в данном вопросе знание жанровой классификации игр и их соответствие возрастным возможностям.

Условно всё многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

Приключенческие

СтратегииХочу такой сайт

3D - Action

Аркадные

Ролевые

Логические

Симуляторы

Флеш-игры

Существуют и другие классификации компьютерных игр, но нельзя категорически заявлять, что одни игры плохи в плане воспитания, а другие хороши. Здесь не всё так просто, многое зависит от конкретной игры. Даже среди 3D-Action, традиционно считающихся кровавыми и жестокими, встречаются такие, которые учат добру, товариществу и взаимовыручке.

         Вот некоторые рекомендации грамотным родителям для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника:

Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические. Также смотрите на возрастные ограничения, читайте цель и сюжет игр. Строгий запрет следует наложить на игры, цель которых убивать.

Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.

Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.

Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

Способствовать  вашей компьютерной осведомлённости   также может обмен между родителями информацией о безопасных и опробованных интернет-ресурсах. Благо всемирная паутина богата и хорошим материалом.

И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. На этом необходимо остановить внимание родителей будущих первокласников. Следует заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка. Даже робкие и малообщительные малыши начинают активно делиться своими впечатлениями и достижениями в освоении компьютерного мира. Они рассказывают, обсуждают сюжеты, увиденные на мониторе, играют в сюжетно-ролевые игры, взаимосвязанные по содержанию с компьютерными играми. Дома, во дворе, в дошкольном учреждении дети с достоинством рассказывают друзьям о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус.

Не нужно опасаться отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Работая на компьютере, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, то понимающим взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний.  Для того, чтобы  могли понимать то, чем увлечены их дети, разделять с ними их успехи,  составлять компанию в играх, предполагающих партнёрство,  да и просто больше общаться со своими детьми. Необходимо подчеркнуть, что овладеть умением общаться ребёнок может только в общении со взрослым, и никакой самый современный компьютер этому не научит! Поэтому совет любящим и заботливым родителям:

проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве. Если память подводит, обратитесь к соответствующей литературе. Поделитесь с ребенком секретами этих игр и не ленитесь играть вместе с ним — получите огромное удовольствие.

Почаще давайте ребенку в руки кисти, мозаику, пластилин или глину. Занимайтесь с ребенком совместным творчеством.

Вспомните, что где-то рядом с вами есть парки, музеи, выставки. Заведите традицию куда-нибудь вместе ходить хотя бы раз в неделю. Совместные прогулки вас очень сблизят.

Грамотно осваивая со своим ребёнком компьютер, заботливый родитель формирует развитую, социально адаптированную личность. Таким образом, родительская компетентность в области компьютерных игр является важнейшим условием для воспитания образованных пользователей ПК,умеющих защитить себя от виртуальной агрессии, а не людей, зависимых от игр, уводящих от реальности.

Помощь компьютера в обучении ребенка

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».