Приложение 8 (к аналитической записке) Методы и приемы

26.04.2019

Методы и приемы используемые в непосредственно-образовательной деятельности  лепкой, в работе с детьми дошкольного возраста.

Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии. Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение. Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приёма и не определять направление работы на занятии в целом.

В современной педагогике применяют разнообразные методы обучения.

Наглядные методы и приёмы обучения.

Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство – средство познания и отражения окружающей действительности. От того, насколько будет развито у детей дошкольного возраста умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

К наглядным методам и приёмам относятся: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, показ педагогом приёмов лепки, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Нужно отметить некоторые особенности использования натуры в работе с  детьми дошкольного возраста.

Натура, прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; ребёнку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет. Натуру нужно детально рассматривать с детьми. В качестве натуры можно использовать листья, ветки, цветы, плоды (натуральные или муляжи), а также игрушки, изображающие людей, животных, транспорт и т.д..

В начале занятия проводят показ отдельных предметов. Например, перед лепкой сказки "Три медведя" предлагают рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета.

Картины применяются, главным образом, для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художжественное произведение, ярко, эмоционально передаёт образ.

Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдение за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторное восприятие, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.

Показ педагогом способов лепки является наглядно-действенным приёмом, который учит  детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приёмов лепки. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.  Показ педагога всегда необходим при объяснении новых технических приёмов. При оценке готовых работ используется показ и анализ детских работ в качестве приёма, помогающего детям понять достижения и ошибки в лепке. Анализ может быть как коллективный, так и индивидуальный. 

Словесные методы и приёмы обучения.

К словесным методам и приёмам обучения относятся указания педагога в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по лепке начинаются, как правило, с беседы. Её цель – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную педагогом), не пользуясь наглядными пособиями.

Рассказ должен быть очень красочный, эмоциональный и содержательный.

Если впечатления детей были богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи, такого рассказа бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приёмов.

Для уточнения представлений детей по теме можно использовать и наглядность.

Художественный образ, воплощённый в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

В начале занятия лепкой на темы литературных произведений нецелесообразно применять другие приёмы обучения, так как они могут помешать работе воображения. Для  детей дошкольников  наиболее приемлемый способ – способ соединения наглядных и словесных методов и приёмов обучения.

Практические методы.

В процессе обучения лепке дети овладевают навыками пользования материалом. Лепка требует применения разнообразных методов и приёмов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков.

Одним из основных практических методов являются упражнения в усвоении технических умений. Так, осваивая изображения круглой формы (приём скатывания)  дети лепят мячи, апельсины и другие предметы такой же формы.

При изготовлении посуды (тарелка, пиала) требуются такие технические приёмы, как скатывание, сплющивание, внимание, доработка пальцами для получения более точной формы.  Для изготовления баранки или бублика используются следующие приёмы: раскатывание, сгибание с соединением концов, сгибание со сплетением.

Материал и оборудование.

Свойства самого пластического материала определяют особенности этого вида труда.  В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными или металлическими. Самые простые виды стеки – это палочка, заострённая с одной стороны и закруглённая с другой, стека в виде лопатки и стека – петля. Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой снимается с формы лишняя глина, делаются надрезы. Качество работы ребёнка во многом зависит от того, как организованно его рабочее место. Для этого нужно иметь небольшие по размеру доски, которые размещают на столе.

Технические приёмы лепки.

Знакомясь с приёмами лепки, на первых занятиях дети должны усвоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и точные их названия: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение, защипывание.

При лепке той или иной формы предмета приходится применять несколько приёмов лепки одновременно, как, например, при лепке овальных форм (лицо, огурец, картошка). Здесь используются следующие приёмы: скатывание, последующее небольшое раскатывание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Следует отметить, что вопрос техники лепки значительно упрощается в связи с формированием у детей обобщённых приёмов обследования предмета, так как они позволяют детям самостоятельно, осознанно находить и применять в любом задании приёмы изображения.

 

Загадки

 

 Загадка — это замысловатый вопрос, который требует ответа. Содержание загадок всегда отражает жизнь человека, его деятельность. Загадки развивают у детей любознательность, сообразительность, наблюдательность и логику. Загадки воспитывают пытливый ум.

За домом у дорожки Висит пол-лепешки.

Без рук, без ног, зато с рогами,

А ходит он под небесами. (Месяц)

 

Из какого ковша Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы)

 

Плавает туда-сюда Целый остров изо льда.

Над водою — ухо,

Под водою — брюхо. (Айсберг)

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И, о камни разбиваясь,

Пеною встает. (Водопад)

 

Носит бабка Снежную шапку,

Каменные бока Закутаны в облака.

Лето, а она в смешной

Белой шапке ледяной. (Горы)

От дождей, текучих вод

Он растет из года в год,

 Он полей равнинных враг

Как зовут его? (Овраг)

 

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

 

Весной — в цветном сарафане лежит,

Зимой — в белой рубашке спит. (Поле)

 

Все ломало, Хочу такой сайт

Все срывало,

И пощады не давало. (Вихрь)

Без рук, без ног,

В избу зимой лезет. (Холод)

 

От солнца я защита -

Для того и сшита. (Панама)

 

Чёрненько, горяченько,

А все любят. (Чай)

 

Нагнут меня ребятки -

И дождь пойдет на грядки. (Лейка)

 

 Концами над водой висит,

Середкой на плече сидит. (Коромысло)


                                            Пословицы и поговорки


 Пословицы — это выразительное, образное, краткое народное изречение с назидательным смыслом. Пословица всегда несет в себе наставление, поучение, мораль. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети учатся ясно и кратко выражать свои мысли, творчески использовать слово. Знание пословиц развивает речь, память, умение образно описать предмет, обогащает детей, делает их более внимательными к слову , к языку.


-Где смелость, там и победа.

-Нельзя взяться за ум, если его нет.

-Храбрым счастье помогает.

-Умный рассудит, а глупый осудит.

-Огромный вырос, да ума не вынес.

-Досуг — благо, безделье — напасть.

 -Ел, да устал, спал, да намаялся.

-У безделья и то дело.

 -В деньгах родства нет.

-Того не берут, чего в руки не дают.

-Хлебу — мера, деньгам — счет.

-Без капусты щи пусты.

-Без языка и колокол нем.

-В многословии не без пустословия.

-Много говорить — голова заболит.

-Яйца курицу не учат.
                                                        

                                                               Скороговорки
Скороговорки — это несложный и ритмичный текст, часто шуточный, построенный на сочетании звуков, которые затруднят быстрое произношение слов.

-Белые бараны били в барабаны.

-Купила бабуся бусы Марусе.

-Бобры для бобрят добры.

-Бобры храбры идут в боры.

-Варежки у Вари пропали на бульваре.

-Рукава великану великоваты.

-Ева ленива, Вера ревнива.

-Ну и ворона вратарь.

-Не живут ежи, где живут ужи.

-Рододендроны из дендрария.

-Дарья дарит Дине дыни.

-Оса боса и без пояса.

-Сел сокол на гол ствол.

-Волки рыщут, пищу ищут.

Стихи:

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

***

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка

кушай, кушай, мамочка -

вкусные два пряничка!

А ребяток приглашу, пирожками угощу.

 

Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки позволяют детям разобраться в сложнейших языковых явлениях, помогают развить особенное «чувство языка».

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».