Эффективные технологии для формирования детского коллектива

13.01.2023

 

Дробинина Н.А.,

воспитатель

МБДОУ - детский сад

присмотра и оздоровления № 2

 Применение педагогических технологий в образовании – это четкое определение педагогом целей и задач взаимодействия с ребенком и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации.

В детском коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свои взаимоотношения с партнерами.

 В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельном и эмоциональном уровне.

Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждение возникших проблем, совместного поиска решений.

 На деятельном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов, в корректировке действий, направленных на достижение.

 Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий и антипатий между членами коллектива. Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.

Таким образом, в детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большей теплотой его бывшие участники

Решая проблему воспитания в коллективе, педагог основывается на следующих принципах: - творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества; - учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии; - управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности; - комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников

Важнейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С.Макаренко.

Методика создания и воспитания детского коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех детей в разнообразную и содержательную совместную деятельность и во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла детей в дружный коллектив.

 Среди методов, выделяющих объективную картинку межличностных отношений дошкольников, наиболее популярными является социометрия.  Цель: выявить уровень сформированности коллектива для дальнейшей работы с детьми. На данном этапе я провожу диагностическое обследование детей, который позволяет выявить социометрический статус каждого ребенка – «звезд», «популярных», «изолированных», а также определить индекс групповой сплоченности, индекс изоляции детей. Социометрия детского коллектива помогает выявить детей, нуждающихся в повышенном внимании и целенаправленной педагогической, психологической и социальной помощи.

 Экспериментальная игра «Секрет» (Т.Д. Репина), выявляет систему существующих между детьми избирательных отношений. Каждый ребенок выбирает «по секрету» 3 детей из группы ( чтобы никто не видел), и кладет им в конверт открытку. На каждого ребенка заготовлено по три открытки и конверт, на которой отмечается номер, зафиксированный в таблице. Детям, входящим по одному в комнату, говорю : «Мы играем в игру секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все дети будут дарить друг другу красивые открытки. Когда игра проведена, после этого подсчитываю количество картинок, полученных каждым ребенком, и число взаимных выборов. Хочу такой сайт

Проведя социометрическое обследование и выявив «непринятых», «изолированных» детей, я начала индивидуальную работу с ними. Проводила индивидуальные беседы по темам: « Как я провел лето», «Моя семья», «Расскажи о своих друзьях» и другие. Беседы помогли мне выявить интересы и склонности ребенка, узнать его, понять его душевный микроклимат, способствовать доверительному отношению между мной и ребенком. Вместе с этими детьми, я занималась изобразительной деятельностью (рисование, лепка, оригами, конструирование), которая помогала мне, как воспитателю понять ребенка, выявить его интересы, способности, адаптировать к новым условиям. В своей работе использовала – трудовые поручения (дежурство по столовой, полить цветы, разложить дидактический материал). Большое значение здесь имеет грамотная организация развивающей среды, чтобы каждый ребенок мог реализовать свои интересы. Для этого в нашей группе созданы развивающие зоны речевого и математического развития, «уголок уединения», игровая зона с набором атрибутов к различным сюжетно – ролевым играм. Это позволяло детям заняться любимыми делами и играми.

Групповые формы работы с детьми. Цель: объединить детей на основе общих интересов и положительных взаимоотношений в дружный коллектив. На данном этапе велась с детьми  работа по нескольким направлениям:

· Занятия по нравственному развитию («Мой друг», «Нет друга - ищи, а нашел - береги», « Дурные привычки», « Позвони другу», «Самый дорогой человек», «Посиделки»).

· Викторины (по сказкам русских писателей, по сказкам А.С. Пушкина, по стихам К. Чуковского», «Комнатные растения» и др.);

 · Игра – тренинг («Магазин игрушек», «Учим мышонка»);

· Психогимнастика (этюды, занятия,  игры);

 · Совместный труд (« Чистим участок от снега», «Моем игрушки», «Наводим порядок в группе», «Сажаем растения»);

· Создания ситуаций взаимопомощи («Друг заболел», «Встречаем новенького»);

 ·Коллективные игры (сюжетные, подвижные, словесные («Волшебные очки», «Подарки», «Царевна Несмеяна», «Зеркало»);

 · Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни («Осенний поход в лес», «Поздравление именинников», спортивные досуги с родителями «Мама, папа, я- спортивная семья», «Лыжня России», «Шашки».

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.В нашем ДОУ дети активно участвуют в исследовательских, творческих, познавательных, семейных  проектах. «Наш край - Урал», «Россия - многонациональная страна», «Взрослые и дети», «Разговор о правильном питании».

          Таким образом, представленные технологии, позволяют эффективно сформировать и развивать у ребенка саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность, общение в коллективе – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 29.10.2023

Дата обновления: 29.10.2023

Дата публикации: 13.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».