13.01.2023
Дробинина Н.А.,
воспитатель
МБДОУ - детский сад
присмотра и оздоровления № 2
Применение педагогических технологий в образовании – это четкое определение педагогом целей и задач взаимодействия с ребенком и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации.
В детском коллективе в
совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих
целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать
состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В
опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая
помогает ребенку психологически грамотно строить свои взаимоотношения с
партнерами.
В непосредственном общении в коллективе
ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в
своем сознании логику и мотивы поведения, пережить общие чувства, понять смысл
его поступков и действий. В коллективе ребенок входит в широкую систему
отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельном и
эмоциональном уровне.
Информационный уровень
предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждение
возникших проблем, совместного поиска решений.
На деятельном уровне взаимодействие в
коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах
коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации
совместных проектов, в корректировке действий, направленных на достижение.
Эмоциональный уровень взаимодействия в
коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные
переживания, отношения симпатий и антипатий между членами коллектива. Чем
разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее
идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.
Таким образом, в детском
коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими
отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей
формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в
свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в
коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости
общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большей теплотой
его бывшие участники
Решая проблему воспитания
в коллективе, педагог основывается на следующих принципах: - творческая
реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного
сотворчества; - учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого
места в коллективном взаимодействии; - управленческая режиссура в постановлении
процесса коллективной деятельности; - комфортность пребывания ребенка в
коллективе сверстников
Важнейшим
представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был
А.С.Макаренко.
Методика создания
и воспитания детского коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно
вовлекать всех детей в разнообразную и содержательную совместную деятельность и
во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким
образом, чтобы она сплачивала и объединяла детей в дружный коллектив.
Среди методов, выделяющих объективную картинку
межличностных отношений дошкольников, наиболее популярными является
социометрия. Цель: выявить уровень сформированности
коллектива для дальнейшей работы с детьми. На данном этапе я провожу
диагностическое обследование детей, который позволяет выявить социометрический
статус каждого ребенка – «звезд», «популярных», «изолированных», а также
определить индекс групповой сплоченности, индекс изоляции детей. Социометрия
детского коллектива помогает выявить детей, нуждающихся в повышенном внимании и
целенаправленной педагогической, психологической и социальной помощи.
Экспериментальная игра «Секрет» (Т.Д. Репина),
выявляет систему существующих между детьми избирательных отношений. Каждый
ребенок выбирает «по секрету» 3 детей из группы ( чтобы никто не видел), и
кладет им в конверт открытку. На каждого ребенка заготовлено по три открытки и
конверт, на которой отмечается номер, зафиксированный в таблице. Детям,
входящим по одному в комнату, говорю : «Мы играем в игру секрет». По секрету,
чтобы никто не знал, все дети будут дарить друг другу красивые открытки. Когда
игра проведена, после этого подсчитываю количество картинок, полученных каждым ребенком,
и число взаимных выборов.
Проведя социометрическое
обследование и выявив «непринятых», «изолированных» детей, я начала
индивидуальную работу с ними. Проводила индивидуальные беседы по темам: « Как я
провел лето», «Моя семья», «Расскажи о своих друзьях» и другие. Беседы помогли
мне выявить интересы и склонности ребенка, узнать его, понять его душевный
микроклимат, способствовать доверительному отношению между мной и ребенком.
Вместе с этими детьми, я занималась изобразительной деятельностью (рисование,
лепка, оригами, конструирование), которая помогала мне, как воспитателю понять
ребенка, выявить его интересы, способности, адаптировать к новым условиям. В
своей работе использовала – трудовые поручения (дежурство по столовой, полить
цветы, разложить дидактический материал). Большое значение здесь имеет
грамотная организация развивающей среды, чтобы каждый ребенок мог реализовать
свои интересы. Для этого в нашей группе созданы развивающие зоны речевого и
математического развития, «уголок уединения», игровая зона с набором атрибутов
к различным сюжетно – ролевым играм. Это позволяло детям заняться любимыми
делами и играми.
Групповые формы работы с
детьми. Цель: объединить детей на основе общих интересов и положительных
взаимоотношений в дружный коллектив. На данном этапе велась с детьми работа по нескольким направлениям:
· Занятия по
нравственному развитию («Мой друг», «Нет друга - ищи, а нашел - береги», «
Дурные привычки», « Позвони другу», «Самый дорогой человек», «Посиделки»).
· Викторины (по
сказкам русских писателей, по сказкам А.С. Пушкина, по стихам К. Чуковского»,
«Комнатные растения» и др.);
· Игра – тренинг
(«Магазин игрушек», «Учим мышонка»);
· Психогимнастика
(этюды, занятия, игры);
· Совместный труд
(« Чистим участок от снега», «Моем игрушки», «Наводим порядок в группе»,
«Сажаем растения»);
· Создания ситуаций
взаимопомощи («Друг заболел», «Встречаем новенького»);
·Коллективные игры
(сюжетные, подвижные, словесные («Волшебные очки», «Подарки», «Царевна Несмеяна»,
«Зеркало»);
· Создание и развитие положительных традиций коллективной
жизни («Осенний поход в лес», «Поздравление именинников», спортивные досуги с
родителями «Мама, папа, я- спортивная семья», «Лыжня России», «Шашки».
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует
повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым
в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в
группе детей.В нашем ДОУ дети активно участвуют в исследовательских,
творческих, познавательных, семейных
проектах. «Наш край - Урал», «Россия - многонациональная страна»,
«Взрослые и дети», «Разговор о правильном питании».
Таким образом, представленные
технологии, позволяют эффективно сформировать и развивать у ребенка саморегуляцию
поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность, общение в
коллективе – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения
в школе, но и для жизни в современном обществе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.10.2023
Дата обновления: 29.10.2023
Дата публикации: 13.01.2023