Система приобщения дошкольников к литературным ценностям в условиях современного общества.

01.01.2017

Секция 15. Современное литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности (современные технологии приобщения детей к литературным ценностям)

Система приобщения дошкольников к литературным ценностям в условиях современного общества.

Одним из недостатков информационного общества с его новыми технологиями стало угасание интереса к книгам. Речь идёт о том, что подрастающее поколение с нежного возраста отдаёт предпочтение не книгам, а другим средствам получения знаний: телевизору, видеороликам, интернету, которые способны обеспечить информацией на любой вкус, при этом, не вынуждая прилагать практически никаких усилий.

Сегодня перед различными образовательными учреждениями, в частности, детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читателя.

Известный писатель В.Брюсов писал: "Крайне важно, чтобы дети с ранних лет привыкли видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное, а не свод правил поведения, средство для заполнения досуга".

Реализуемая в детском саду программа «Открытия», решает одну из важных задач - сформировать отношение к литературе, как к самоценному виду искусства. С целью создания максимальных условий для развития любви и интереса к книге, возрождение традиций семейного чтения, проявления инициативы и творческого подхода к созданию условий для воспитания будущего талантливого читателя, развития педагогического сотрудничества с родителями, нами был создан и реализован проект «Мир книги вокруг нас».

В рамках проекта, были разработаны и реализованы различные мероприятия:

1. Оформление библиотечной зоны группы. Книжный уголок привлекает интерес и внимание детей, в нем выделены полочки: «Полочки умных книг», «Читаем сами».

2. Создание библиотеки детского сада, которое имеет отдельное помещение, оснащенное книжными стеллажами и тематическими рубрикаторами. В ней создана атмосфера настоящей библиотеки, где проводятся экскурсии, выставки и специальные "библиотечные занятия", которые способствует формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечных сведений ("библиотека", "стеллаж", "читательский формуляр").

3. Созданы совместные творческие проекты детей и взрослых на основе прочитанных литературных произведений, проектный метод открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.

В работе с родителями в первую очередь мы старались обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах по ознакомлению с книжной культурой, детской литературой, активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности. Взаимодействие с родителями включало в себя: проведение анкетирования «Место книги в вашей семье»; приобщение родителей к подготовке и проведению занятий, праздников, экскурсий в библиотеку; разработку цикла книжных выставок; создание уголка семейного творчества. Всю работу группы на данном этапе наглядно отражали арт-выставки: совместные рисунки «Мой любимый сказочный герой»; фотовыставки («Вместе с книгой я расту» «С книжкой на скамейке»), экран прочитанных книг. Разработаны и внедрены методические рекомендации по организации «Семейного чтения», составлена памятка для родителей «Примерный список детской художественной литературы для домашнего чтения», проведено родительское собрание «Мир книги в вашей семье». Ежемесячно обновляется выставка «Моя любимая книга».

Одной из наиболее эффективной и полюбившейся формой взаимодействия стали социальные акции. Акция «Если вы еще не читаете, тогда мы идем к вам»: в рамках этой акции, мы проводим встречи детей подготовительной группы с воспитанниками других групп, где ребята учатся выразительно зачитывать стихи, рассказывать сказки. Акция «Книжный доктор»: это прививает у детей бережное отношение к книгам, учит их быть заботливыми.

В рамках реализации проекта проведены конкурсов: «Фотосюжет с книгой», «Самый внимательный читатель», «Лучший знаток книг», «Книжный доктор», «Преданный читатель библиотеки».

Вся проделанная работа помогла нам организовать традиции в нашей группе: дневные литературные чтения (чередование разных форм); знакомство с творчеством детских писателе; декламация стихов детьми; совместная или индивидуальная деятельность по иллюстрированию прочитанных книг; сочинение сказок. Ежедневные утренние пятиминутки «Рассказ о прочитанной книге» позволяют повторить прочитанную книгу, это развивает память и связную речь ребенка. При рассказе дети используют рисунок, аппликацию и другие виды изобразительного искусства, выполненные самостоятельно или совместно с родителями. Определены правила читающей группы: вечерние чтения детских книг – каждый день; совместные домашние чтения детских книг перед сном; в выходной день-поход в библиотеку, выбор книг; беседа о прочитанном – ежедневно.

Особой популярностью среди детей и семей воспитанников пользуется групповой читательский дневник, который мы ведем по прочитанному произведению.Хочу такой сайт

Что такое читательский дневник в ДОУ? Существует школьный читательский дневник, который вводится с первого класса, и, как показывает практика, у детей очень часто возникают трудности при его заполнении. Поэтому, с учетом возрастных особенностей, мы придумали свою новую форму – групповой читательский дневник, и разработали технологию его ведения. Читательский дневник, созданный в совместной деятельности, настоящий помощник в развитии ребенка, учит его думать, выражать свои мысли и суждения, выражать эмоциональное отношение к описываемым событиям, героям, природе. Дневник может научить ребенка пересказу, овладеть навыками грамотной и красивой речи. Основная помощь в ведении дневника - это разговор с детьми. Мы подробно обсуждаем прочитанные произведения, обозначаем сюжет и главных героев. При ведении нашего группового дневника дети сами подсказывают идеи оформления; применяем разнообразные техники и фактуру для развития творческого мышления и мелкой моторики; используем различные материалы и способы крепежа; активно привлекаем семьи воспитанников для создания читательского дневника.

Ведение читательского дневника позволяет: полюбить книгу и процесс чтения; повысить качество чтения; расширить кругозор ребенка; развить его творческие способности; научить дошкольника делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.

Вся проделанная нами работа по проекту позволяет пробудить интерес к чтению и доказательство этому служит то, что 94 % воспитанников записаны в библиотеку. Обобщив накопленный материал, я представила его в 2013 году на конкурсе «Лучший терем – теремок» (Свердловская областная библиотека для детей и юношества) в номинации «Открытая книга» (диплом победителя). Результаты реализации данного проекта были представлены в 2016 году на мастер – классе «Знакомство с литературными произведениями через различные виды детской деятельности» в рамках курсов повышения квалификации школьных библиотекарей города Екатеринбург.

Развивая интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности детей, как педагоги детского сада, мы решили главную задачу – организовали процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.04.2019

Дата обновления: 26.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».