Учет индивидуальных особенностей воспитанников в группе раннего возраста.

01.01.2017

Секция 8. Возможности адаптации образовательного пространства детского сада в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся

Учет индивидуальных особенностей воспитанников в группе раннего возраста.

Аннотация: В статье рассказано об учете индивидуальных особенностей воспитанников (слабослышащие, с задержкой речевого развития, гиперактивные) при адаптации образовательного пространства в условиях краткосрочного пребывания.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования уделено внимание развитию образовательного пространства детского сада в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Проблема социальной адаптации дошкольников не нова, но в условиях нашего Муниципального бюджетного дошкольного учреждения – детский сад присмотра и оздоровления № 2 она приобретает особое значение. Особенностью работы учреждения присмотра и оздоровления является круглогодичное комплектование, в зависимости от рекомендаций врача - фтизиатра. Воспитанники к нам приходят как из других детских садов, так и из семьи.

На сегодняшний день в группе раннего возраста есть дети с особыми образовательными потребностями: слабослышащие, с задержкой речевого развития, гиперактивные. Для детей с особыми образовательными потребностями предусматриваются специальные условия обучения и воспитания, в том числе использование специальных методов и приемов воспитания, методических пособий и дидактических материалов, в том числе и реорганизация развивающей предметно-пространственной среды. Работа с детьми в направлении позитивной социализации строится так, чтобы учитывать их индивидуальные особенности, возрастные нормы развития, психоэмоциональное состояние.

В соответствии с ФГОС ДО рабочая программа воспитателя должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому педагоги нашего детского сада реарганизуют и обновляют развивающую предметно-пространственную среду групп.

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Пространство группы организовано в виде разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В младшей группе «Солнышко» были созданы следующие центры: театрализованной деятельности; «Ряжения» и ролевых игр; физического развития; центр книги; игровой центр; центр развивающих игр; центр воды и песка; «Творческая мастерская» (для выставок детских рисунков и творчества).

Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, педагог должен быть готов к выполнению обязательных правил:

· стимулировать полноценное взаимодействие слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;

· соблюдать необходимые методические требования (месторасположение относительно ребенка с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех занятиях и в режимных моментах; контроль понимания ребенком заданий и инструкций до их выполнения);Хочу такой сайт

· организовать рабочее пространство ребенка с нарушением слуха (проверить наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; подготовить индивидуальные дидактические пособия);

· включать слабослышащего ребенка в обучение на занятии, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ребенка и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения занятия;

· решать ряд задач коррекционной направленности в процессе занятия (стимулировать слухозрительное внимание; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас; оказывать специальную помощь при составлении пересказов).

В группе имеется различный дидактический материал для слабослышащих детей: игры «Чудесный мешочек», «Положи верно», «Наведи порядок», «Положи верно», «Наведи порядок». Эти игры помогают детям развивать словесный запас, слуховую функцию, формировать произносительность стороны речи

Особенности работы с детьми с задержкой речевого развития предполагают на первоначальном этапе работы насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточность эмоционально-волевой сферы, бедность игровой и продуктивной деятельности.

Для детей с задержкой речевого развития у нас в группе развивающая предметно-развивающая среда содержит: игры для развития тактильных ощущений и осязания с набивными подушечками различной фактуры и размером (внутри насыпаны песок, рис, горох, камушки); резиновые шары, наполненные мукой, крахмалом, сыпучими продуктами; игры с флакончиками, наполненными разнообразными пахучими веществами – способствуют совершенствовать обоняние и вкусовые ощущения; уголок с музыкальными инструментами; различный дидактический материал (пазлы, мозаика, конструктор). В режимных моментах проводятся пальчиковые игры в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Дети гораздо легче запоминают новые понятия, незнакомые слова, если с ними «поиграть» - понюхать, услышать звук, увидеть цвет и потрогать.

Для гиперактивных детей в нашем ДОУ созданы условия: уголок уединения, где ребенок может отдохнуть, посмотреть книжки; звуковая картина для релаксации (журчит вода, пение птиц); также имеется комната двигательной активности «Кроха», спортивный инвентарь (лесенка, мячи для прыжков, маты), который позволяет совершенствовать двигательные функции ребенка; пластиковые бутылки с песком для пинания тренируют мышцы ног и рук, помогают снять чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувства гнева, враждебности.

Особое внимание для гиперактивных детей уделяется при организации подвижных игр на прогулке.

Построение развивающего предметно-пространственной среды в группе детского сада, использование игр и экспериментирование с различными материалами, музыкальное оформление и ароматерапия; позволяют сделать среду эмоционально комфортной. Дети с особыми образовательными потребностями требуют особого подхода. Поэтому основная работа с ними строится с учетом этих особенностей и включает организацию развивающего пространства с многообразием материалов, активизирующих ощущения и восприятия разных видов.

Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности ребенка не только помогут преодолеть нарушения в его развитии, но и станут действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.04.2019

Дата обновления: 26.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».