Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

01.01.2017

«Детям  совершенно  так же,  как  и 

взрослым,  хочется  быть  здоровыми

  и  сильными,  только  дети  не  знают,

  что  для  этого  надо  делать.Объясни

  им,  и  они  будут  беречься».
                                       Януш  Корчак

 

   Наша жизнь не становится спокойнее и безопаснее, а наоборот, наполняется ситуациями, опасными для нас и наших детей. За последние тысячелетия существования человеческий разум изобрел много нового в сфере технического прогресса, да и сам разум изменился. Если раньше боялись природных опасностей, то теперь, наряду с ними стоят опасности технические (техногенные) и социальные. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Несмотря на разработанность нормативных и программно-методических материалов, в практике воспитатели не уделяют должного внимания проблеме обучения детей безопасному поведению. Налицо противоречие между необходимостью обеспечить охрану жизни и здоровья детей с одной стороны и отсутствием целенаправленной систематической работы по обучению детей безопасному поведению.

  Специфика  МБДОУ № 2 направлена на развитие и оздоровление, обеспечение лечебно-охранительного режима, предусматривающего проведение комплексных лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития туберкулезных заболеваний у детей, инфицированных туберкулезом и полное клиническое излечение детей с малыми и затихающими формами туберкулеза.   Поэтому именно на педагогов возлагается ответственность за формирование у детей основ безопасного поведения в социуме, так как общение с родителями сведено до минимума. Работа по воспитанию здорового ребенка в нашем дошкольном учреждении осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы. Целью нашей работы является обеспечение системы средств и условий для формирования у дошкольников сознательного отношения к вопросам своей безопасности и безопасности окружающих. Нами была поставлена задача -  Сформировать у детей умения оценивать опасные ситуации и принимать меры предосторожности. В рамках основного содержания наша работа может быть интегрирована с такими видами деятельности, как игра, труд, изобразительная деятельность, конструирование, ознакомление с художественной литературой, физическое воспитание, ознакомление с окружающим. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих  ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.

  Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы создания недосягаемой для него действительности. Игра  отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. Игровую  образовательную деятельность в режимных моментах мы проводим во II половине дня в рамках совместной деятельности воспитателя с детьми. Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дети будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные  к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза»  из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, мы каждое мероприятие  заканчиваем позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру - дети должны относиться к данной деятельности серьезно. Основное содержание нашей системы строится направлениям «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми». Например, такие ситуации как, "Школа светофорных наук", «Велосипедист и улица», «Перекресток», «Путешествие за город», «Как пешеходы и водители поделили улицу», «Во дворе» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций.

   Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор). Игровые ситуации поведения в природе: «В парке», «Ядовитые растения», «Собака - друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дети знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

  Элементы тренинга (проводятся совместно с психологом) такие как, «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец в группе», «Незнакомец звонит по телефону», «Потерялся в городе», «Защити себя сам» учат детей действовать в подобной ситуации.

  Нами рассмотрены и обсуждены возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого, например, хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение.   Необходимо  объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях: громко кричать, призывая на помощь и привлекать внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!».Хочу такой сайт

  Возможно использование сказок с животными: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса». Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.

Вместе с детьми мы проигрываем разнообразные  ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В ходе специальных игровых ситуаций говорим детям, что предметы домашнего быта, также могут являться источниками опасности. Обращаем внимание дошколят на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы.

  Подобранные игры позволяют нам обучить детей правильному   поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры - тренинги, как  «Пожарная тревога», «Плохо воспитателю (бабушке, дедушке и.т.д.)  - что делать?», «Мы – спасатели», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?»

  Обучение пользованию телефоном для вызова пожарных, "скорой помощи", милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием.  Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка.

  Необходимо объяснить детям, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены.

   Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаем внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняем необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним.  Особенно мы уделяем внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют следующие ситуации «Как устроено тело человека», «Красота и здоровье», «Одежда и здоровье», «Отношение к больному», «Действия при кашле, чихании», «Все ли у тебя хорошо».  Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов  действий безопасного поведения.

    Главное - не усвоение ребенком достаточно сложных  для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи  образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе наших тренингов позволяет  ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.04.2019

Дата обновления: 26.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».