Сказка как средство нравственного воспитания детей.

01.01.2017

    Проблема нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение.

  Действенным средством в воспитании моральных качеств личности ребенка является сказка. Сказку стоит рассматривать не только как вспомогательный образовательный материал, но и как весьма эффективное педагогическое средство. Именно через сказку ребенку легче усвоить сложную картину мира, которая в сказке представлена в виде простых наглядных схем, опираясь на которые легче разобраться в самой действительности.

   Не смотря на содержание важного пласта нравственности в сказке, она как средство педагогического воздействия на ребенка достаточно доступна.

   Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки учат торжеству правды, внушают уверенность  в победе добра над злом, что является сильной стороной сказок. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства. Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: «Сказка — ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок». Ребенок сам интуитивно осознает, что  сказки нереальны, но в тоже время допускает, что это могло происходить и в действительности.

  Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном. Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому воображению присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать окружающим его, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. Ребенок стремится подражать положительным героям, которые ему симпатичны, не повторять ошибок отрицательных персонажей. Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя. Сюжеты сказок переходят в детские игры и, проживая в игре жизнь персонажей, ребенок приобщается к нравственному опыту поколений.

   В сказке же все возможно. Иными словами, ребенок как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни. Однако мир сказки обеспечивает не только реализацию неудовлетворенных желаний. У детей из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их стремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется в мечтах, в воображении. Сказка создает прекрасную основу для этой компенсационной потребности, приводя все непременно к счастливому концу. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться, без которой человек не человек. Цель сказок - воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою.

   Сказки показывают, отличительной их особенностью является то, что они занимаются воспитанием не только детей и молодежи, но и их родителей. Это весьма характерно. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

   Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Но все же, сказку лучше рассказывать, это обеспечит прямой контакт рассказчика-взрослого и слушателя-ребенка, позволит последнему отслеживать настроение сказки, следить за мимикой рассказчика.

   Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств обязательно нужно проводить вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье. Родителям даются рекомендации по  проработке, по прочтению конкретной сказки.Хочу такой сайт

  Для работы с детьми посредством сказки  была создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками («Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина и другие), загадкам. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок (таких сказок как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Волк и Лиса», «Волк и семеро козлят», «Маша и медвежь» и в дальнейшем планируем расширить этот список), настольный и пальчиковый театры (для сказок «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Репка», и этот список планируем расширить). В группе имеются дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку", "Сказка за сказкой", "Из какой сказке герой", "Расскажи сказку", "Азбука эмоций".

    Список сказок был подобран согласно программе, на основе которой работает наш детский сад – «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Более того, в работе использован вид недельного планирования. Для работы с детьми подбираются сказки, подходящие под  тематику недели. В данный момент идет неделя «Моя семья» и мы работает над такими сказками как «Теремок», «Три медведя», и «Волк и семеро козлят».

Наш детский сад посещают дети разных социальных формация, но чаще всего это дети из неблагополучных семей. Так же накладывает свой отпечаток и круглосуточное пребывание в садике, и специфика физического здоровья – туберкулезная интоксикация.  Задача взрослого - не ограждать ребенка от неблагоприятных условий среды, а научить правильно, использовать методы социальной адаптации в условиях нестабильного окружения; выбирать способы психологической защиты в зависимости от обстоятельств жизни; менять поведение с учетом требований той социальной группы, в которой он находится. И здесь на помощь воспитателю так же приходит сказка решить эти задачи. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

    Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Влияние сказки на становление детского сознания, детской личности и воображения трудно переоценить. Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Каждый из нас слушал и читал сказки, и каждый сохранил в себе те переживания, которые были вызваны сказочным действием и сказочными персонажами. Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с нами на всю жизнь.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.04.2019

Дата обновления: 26.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».