Подготовка дошкольников к успешному освоению ФГОС путём развития познавательной активности в свободной деятельности

01.01.2017

В современных Федеральных требованиях к осуществлению образовательных, воспитательных задач в дошкольном возрасте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей.

         Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоения ребенком окружающего его мира, объектов природы, людей и т.д. Проявление ребенком познавательной активности выражено в сосредоточенности, целенаправленности действий и мыслей, личных инициативных проявлениях (стремление по-своему сравнивать, высказывать, осуществлять поиск).

         Уровень развития познавательной активности во многом определяет уровень сформированности интегративных качеств ребёнка для обеспечения равных стартовых возможностей к началу обучения в школе.  Наблюдение за детьми в разных видах деятельности, в общении с взрослыми и сверстниками позволяет выяснить, насколько развита у них познавательная активность. При этом обращаем внимание на следующее:

  • задаёт ли ребёнок вопросы, каково их количество и содержание;

  • стремится ли ребёнок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит рассказать, почитать; рассматривает ли иллюстрации; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обращается ктеле- и радиопередачам и т.д.);

  • рассказывает взрослым или сверстникам о своих интересах;

  • участвует ли в беседах о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);

  • отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и пр.);

  • свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса?

             Мы создали условия на территории детского сада для свободной деятельности старших дошкольников, которые способствуют повышению познавательной активности.В нашем дошкольном учреждении был разработан собственный вариант развивающей среды. К элементам такой среды отнесены мини-музеи календарей, лаборатория, уголок природы и самостоятельной деятельности в группах, уголки творчества, экологическая комната, в которых собран самый разнообразный материал для творчества, включая бросовый, исследовательские уголки. Причем в нашей группе эти уголки имели свое содержание и название.Хочу такой сайт

    Пространственно-материальные условия предполагали создание особой предметной среды, направленной на поддержание формирующейся у ребенка системы деятельности. Здесь для поддержки самостоятельности детей в рамках ведущей деятельности была создана особая предметно-игровая среда - самодельные ландшафтные макеты (церковь, администрация города, цирк) и самодельные игрушки.

             Структурные компоненты прогулки (наблюдения, дидактические игры-задания, первые трудовые действия, подвижные игры) проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности всех детей, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого.

             Дети любят играть и в одиночку. Для этого мы приобрели ящички и корзиночки для бросового материала. За столиком ребенок высыпает из ящичков и корзиночек камешки, ракушки, шишки, желуди, а затем опять рассортировывает их сам, рассматривает отдельные ракушки, долго вертит в руках камешки необычной конфигурации, примеряет желудям их шляпки.

    Другие дети несут корзиночки с природным материалом к месту своих игр. Каждый из них сначала рисует палочкой на песке или мелом на асфальте всевозможные рисунки (елочку, цветок, флажок и др.), потом по контуру выкладывает природный материал. Главное — вовремя подсказать ребенку всевозможные действия.

         Дети ухаживают за животными — обитателями уголка природы, за мелкими домашними животными, живущими на участке детского сада: подготавливают корм и кормят рыбок, птиц, зверьков, моют поилки и кормушки, чистят клетки для птиц. Воспитанники подготовительной к школе группы осуществляют уход самостоятельно. Мы лишь контролируем их действия, оказываем помощь при затруднении. При этом формируем понимание необходимости того или иного способа ухода, умение устанавливать связь между теми условиями, которые нужно создать в уголке природы для животных, и условиями их существования в природе. Старшие дошкольники приобретают некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.          В нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, горкой, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков.          Таким образом, проведённая работа способствовала воспитанию у детей самостоятельности.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.04.2019

Дата обновления: 26.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».