СОДЕРЖАНИЕ
№п/п НАИМЕНОВАНИЕ ГЛАВЫ
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
2.
3.
3.1
3.2
4.
5.
6.
7.
8.
Паспорт Программы развития
Образовательное учреждение
Основания для разработки и внесения изменений (правовые акты и иные
документы)
Ответственные за разработку и реализацию Программы развития
Общие затраты и источники финансирования реализации Программы
Ключевые проблемы, требующие рассмотрения и перспективного
решения
Целевые группы
Последствия не решения проблемы
Последствия решения проблемы
Цель
Задачи
Ожидаемые результаты реализации Программы развития
Целевые показатели
Организация контроля реализации Программы развития и
информационной открытости
Краткая информационная справка о МБДОУ
Проблемно-ориентированный анализ деятельности
МБДОУ и его потенциальных возможностей развития
Краткие итоги реализации Программы развития 2021-2024гг.
Краткие итоги реализации Программы управленческой деятельности
2024-2025гг.
Концепция Программы развития
Стратегия и тактика реализации Программы развития
Показатели эффективности Программы развития
Финансовое обеспечение Программы развития
Заключение
Стр.
3
3
3
4
4
4
4
4
5
5
5
6
6
7
7
9
9
10
13
16
20
23
26
.
2
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
МБДОУ- детский сад присмотра и оздоровления № 2
1.1Образовательное Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад присмотра и оздоровления № 2
учреждение
(МБДОУ-детский сад присмотра и оздоровления № 2), 620098,
Свердловская обл, Екатеринбург, Новаторов, дом № 16,
заведующий
Ильюшонок
Наталия
Яновна,
E-MAIL:
mdou2@eduekb.ru.
При разработке Программы управленческой деятельности
1.2 Основания для
использованы основы нормативно-правового регулирования,
разработки
определяющие стратегию развития управления качеством
Программы
образования.
развития
Нормативные документы федерального уровня:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом
планировании в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 07 мая 2024 г. № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;
- Протокол заседания президиума Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам от 24.12.2018 № 16 (паспорт
национального проекта «Образование»);
- Постановление Правительства Российской Федерации от
26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от
26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей и признании утратившим
силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от
04.09.2014 № 1726-р»;
Региональные и муниципальные документы:
- Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-O3 «Об
образовании в Свердловской области»;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года»;
- Постановление Правительства Свердловской области от
18.09.2019 № 588-ПП «Об утверждении стратегии развития
образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
- Постановление № 375 от 27.02.2019 «О разработке стратегий
социально-экономического
развития
административно3
1.3 Ответственные
за разработку и
реализацию
Программы
развития
1.4 Общие затраты
и источники
финансирования
реализации
Программы
развития
1.5. Ключевые
проблемы,
требующие
рассмотрения и
перспективного
решения
1.6. Целевые
группы
1.7. Последствия
не решения
проблемы
территориальных единиц муниципального образования «город
Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов
(подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до
2030 года»;
- Приложение к Постановлению Администрации города
Екатеринбурга от 28.10.2022 № 3360 Муниципальная программа
«Развитие системы образования и создание условий для
организации труда, отдыха и оздоровления детей в
муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2023 2028 годы;
- Стратегическая инициатива «Образование – основа развития,
залог успеха» до 2036 года.
Заведующий МБДОУ, заместитель заведующего, рабочая
группа по разработке Программы развития
Источник финансирования реализации Программы развития:
Источник финансирования
Сумма, руб.
Бюджетные средства, в том
числе
федеральный бюджет
0
региональный бюджет
0
муниципальный бюджет
300000
Внебюджетные средства
450000
Итого
750000
недостаточный
уровень
применения
здоровьесберегающих технологий и обновление развивающей
предметно-пространственной
среды,
способствующих
оздоровлению и комфортному пребыванию детей с
туберкулезной интоксикацией
недостаточная
профессиональная
компетентность
педагогов для реализации современных здоровьесберегающих
технологий
низкий уровень информационной и просветительской
работы с семьями воспитанников, направленной на поддержку
семейных ценностей и повышение родительской компетентности
по вопросам популяризации культуры здоровья у воспитанников
с туберкулезной интоксикацией
Воспитанники, родители (законные представители), педагоги
МБДОУ, социальные партнеры
Для воспитанников:
Ухудшение здоровья воспитанников, общей физической формы,
рост хронических заболеваний. Снижение эффективности
оздоровительного процесса.
Для педагогов:
Снижение
качества
оздоровительной
деятельности,
неэффективность
применяемых
методов.
Риск
профессионального выгорания педагогов.
4
1.8 Последствия
решения проблемы
1.9. Цель
1.10. Задачи
Для родителей (законных представителей):
Низкая вовлеченность в образовательный процесс и совместные
проекты
оздоровительной
направленности.
Закрепление
нездоровых моделей поведения в семье.
Для МБДОУ:
Недоверие к образовательному учреждению оздоровительной
направленности и системе образования в целом.
Для воспитанников: Стабильное улучшение физических
показателей здоровья и повышение общей активности детей;
повышение функциональных возможностей организма детей с
туберкулезной интоксикацией; повышение устойчивости
иммунитета и снижение уровня заболеваемости среди
воспитанников.
Для
педагогов:
Педагоги,
владеют
современными
здоровьесберегающими технологиями, могут выстраивать
эффективный индивидуальный образовательный маршрут для
каждого ребенка с учетом его состояния здоровья;
оптимизировать образовательную и физическую нагрузки;
умение создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Происходит повышение профессионального статуса и
самооценки
воспитателей.
Снижается
уровень
профессионального выгорания.
Для родителей (законных представителей):
Высокая удовлетворенность родителей. Семьи получат доступ к
вариативным и качественным услугам. Формирование прочных
партнерский взаимоотношений с семьями воспитанников.
Повышение
родительской
компетентности
и
снятие
психологического напряжения. Закрепление культуры здоровья
как семейной ценности.
Для МБДОУ: Повышение качества образовательных услуг и
внедрение лучших здоровьесберегающих практик в дошкольное
образование. Повышение привлекательности и
конкурентоспособности ДОУ. Создание эффективной системы
оздоровления.
Формирование культуры здоровья в дошкольном учреждении
через создание здоровьесберегающей среды, укрепляющей
здоровье воспитанников с туберкулезной интоксикацией,
поддерживающей семьи и популяризирующей семейные
ценности здорового образа жизни.
•Внедрение здоровьесберегающих технологий и обновление
развивающей
предметно-пространственной
среды,
способствующих оздоровлению и комфортному пребыванию
детей с туберкулезной интоксикацией.
•Повышение профессиональной компетентности педагогического
коллектива для реализации современных здоровьесберегающих
технологий и эффективных форм работы с семьями по
популяризации семейных ценностей здорового образа жизни у
воспитанников с туберкулезной интоксикацией.
•Организация
просветительской
работы
с
семьями
воспитанников, направленной на поддержку семейных ценностей
и повышение родительской компетентности по вопросам
популяризации культуры здоровья.
5
1.11. Ожидаемые
результаты
реализации
Программы
развития
1.12. Целевые
показатели
1.Создана
и
функционирует
комплексная
модель
здоровьесберегающей среды, учитывающая особенности
воспитанников с туберкулезной интоксикацией. Развивающая
предметно-пространственная среды обогащена элементами,
стимулирующими
двигательную
активность,
психоэмоциональную разгрузку и оздоровление (сенсорные
уголки, уголки уединения, корригирующее оборудование,
оборудование для аэро- и фитоионизации).
2.100% педагогических работников владеют современными
методиками и формами работы (проектная деятельность, мастерклассы, тренинги) по популяризации ЗОЖ и поддержке семейных
ценностей. Активно и грамотно применяют на практике
внедренные здоровьесберегающие технологии (ар - технологии,
самомассаж, ароматерапия, скандинавская ходьба, терренкур).
Обновлен и активно используется банк методических материалов
(конструкты,
проекты,
дидактические
игры)
по
здоровьесбережению для данной категории детей.
3.Создана и действует система эффективного партнерства ДОУ и
семьи по вопросам здоровья и семейных ценностей: повысилась
родительская компетентность и ответственность в вопросах
укрепления здоровья детей, формирования ЗОЖ в семье. Не менее
65% от общего числа родителей активно принимают участие в
совместных с детским садом мероприятиях (спортивных,
творческих, просветительских). Сформировано позитивное и
доверительное
отношение
родителей
к
дошкольному
учреждению как к центру поддержки семьи.
1.Количество современных здоровьесберегающих технологий,
внедрённых в образовательный процесс, менее 5.
2.Доля
оснащенных
и
функционирующих
групповых
помещений, и специализированных кабинетов (физкультурный
зал) современным здоровьесберегающим оборудованием, не
менее 70%.
3. Доля воспитанников со сниженным уровнем тревожности у (по
данным психологической диагностики) на 15% к концу учебного
года.
4.Динамика снижения количества случаев заболеваемости ОРВИ
среди воспитанников (в период между пиками сезонной
заболеваемости) на 10%.
5.Доля педагогических работников, прошедших курсы
повышения квалификации по вопросам здоровьесбережения,
инклюзивного образования и работы с детьми с особыми
образовательными потребностями составляет 100%.
6.Доля участия педагогов в разработке и реализации проектов
оздоровительной направленности составляет 80%.
7.Доля вовлечённых семей в качестве активных участников
предлагаемых форм работы (родительские клубы, мастер-классы,
совместные праздники) не менее 65%.
8.Количество
проведённых
значимых
мероприятий,
формирующих культуру здоровья: не менее 4 тематических
родительских
собраний
и
не
менее
6
мастерклассов/консультаций специалистов (медсестра, психолог,
инструктор по ФК) в год.
6
1.13. Организация
контроля
реализации
Программы
развития и
информационной
открытости
9.Уровень
удовлетворенности
родителей
качеством
просветительской
работы
и
психолого-педагогической
поддержки (по данным анкетирования) составляет не менее 85%.
10.Охват семей информационными ресурсами, направленные на
повышение компетентности по вопросам популяризации
культуры здоровья у воспитанников с туберкулезной
интоксикацией (стенды, папки-передвижки, закрытая группа в
соцсетях/мессенджере) не менее 90% семей.
Контроль осуществляется на каждом этапе реализации
Программы развития, предусмотрено постоянное коллегиальное
обсуждение результатов и информационное сопровождение
реализации Программы развития, в том числе с использованием
ресурса сайта дошкольного учреждения. Результаты контроля
представляются путем размещения публичного отчета на сайте
дошкольного учреждения - http://2.tvoysadik.ru.
2. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О МБДОУ
Название МБДОУ (по Уставу)
Тип
Организационно-правовая
форма
Год основания
Местонахождение
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад присмотра
и оздоровления № 2
дошкольное образовательное учреждение
муниципальное бюджетное учреждение
30.12.1997
620098, Свердловская обл, Екатеринбург, Новаторов,
дом № 16
Заведующий МБДОУ
Ильюшонок Наталия Яновна
Телефон
(343)307-08-15, (343)307-08-14
Адрес сайта
https://2.tvoysadik.ru/
Электронный адрес
mdou2@eduekb.ru
Режим работы
Учреждение функционирует в режиме 10,5 – часового
пребывания детей с 07.30 до 18.00 часов и пятидневной
рабочей недели, исключая выходные и праздничные
дни.
Комплектование групп,
5 групп оздоровительной направленности, 1 группа
численность воспитанников
раннего возраста общеразвивающей направленности,
70 воспитанников
Организационно-правовое обеспечение деятельности МАДОУ
Документы
Реквизиты документов
Устав Муниципального
бюджетного дошкольного
образовательного
учреждения детский сад
присмотра и оздоровления №
2
Утвержден Распоряжением Департамента
образования Администрации города Екатеринбурга
№ 1894/46/36 от 06 августа 2020 года
7
Перечень лицензий
на право ведения образовательной деятельности с указанием реквизитов
Лицензия на осуществление
№13392 от 18 февраля 2011 года, Серия 66 № 000479,
образовательной деятельности
выдана бессрочно
Приложение №1 к лицензии на
осуществление
образовательной деятельности
Юридический и фактический
адрес:
620098, Свердловская обл,
Екатеринбург, Новаторов, дом
№ 16
от 18.02.2011 № 13392
серия 66П01 № 0010579
Отдельно стоящее здание, назначение: нежилое.
Этажность – 2.
МБДОУ - детский сад присмотра и оздоровления № 2 расположен в жилом
микрорайоне, находится в здании, построенном по типовому проекту, функционирует
после реконструкции с 30 декабря 1999 г. На территории микрорайона, вблизи от детского
сада расположены МАОУ СОШ № 27, № 178, ДОО № 495, № 153, № 569.
Здание рассчитано по проекту на 6 групп, 55 детей с туберкулезной интоксикацией,
1 группа - 15 детей раннего возраста общеразвивающей направленности.
В
настоящее время наблюдается тенденция активного заселения данного микрорайона
молодыми семьями с детьми, что повышает востребованность в группах раннего возраста
в образовательных организациях на данной территории.
Образовательный процесс в МБДОУ осуществляют 10 педагогов. Уровень образования
составляет: 7 педагогов (70%) – высшее образование, 3 педагога (30%) – среднепрофессиональное образование. Стаж работы составляет: 7 педагогов (70 %) – от 10 до 20
лет; 3 педагога (30%) более 20 лет. Квалификация педагогов: 6 педагогов работают с вышей
квалификационной категорией, что составляет 60% от общего числа педагогов, 3 педагога
работают с первой квалификационной категорией, что составляет 30% от общего числа
педагогов, педагогов, не имеющих квалификационной категории и аттестованных на
соответствие занимаемой должности нет.
На территории МБДОУ функционируют прогулочные площадки, спортплощадка,
способствующие развитию и коррекции психофизических возможностей детей
дошкольного возраста.
Здание оборудовано: 1 музыкально - спортивный зал, кабинет учителя-логопеда, 6
групп, кабинеты для проведения дополнительных занятий, медицинский кабинет.
В групповых помещениях, в соответствии с требованиями к организации развивающей
предметно-пространственной среды оборудованы разнообразные центры для организации
всех видов детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с педагогами).
В 1 группе имеется интерактивная панель, что расширяет технические и
информационные возможности педагогов в организации современного образовательного
процесса.
Дополнительные образовательные программы (в соответствии с запросами родителей
(законных представителей): кружок художественного творчества «Акварелька», кружок по
развитию логики «Знайка», кружок «Грамотейка», спортивный кружок «Школа мяча», «3D моделирование в Tinkercad», «Мультстудия «Попкорн».
8
3. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ
И ЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
3.1. Краткие итоги реализации Программы развития 2021-2024 гг.
Цель Программы развития (за 2021 – 2024 годы) – обеспечение качества
дошкольного образования, направленного на сохранение здоровья и всестороннее развитие
воспитанников посредством обновления форм взаимодействия всех участников
образовательных отношений.
В период реализации Программы достигнуты следующие результаты:
1. Привлечены социальные партнеры для взаимодействия с МБДОУ для реализации
совместных проектов (ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания
Российской Академии образования», АНО ДПО «Национальный исследовательский
институт
Всероссийской
общественной
организации
содействия
развитию
профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России», МБУ«ИМЦ»
Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом
Учителя», ГБУЗ СО «Противотуберкулезный диспансер», МАУ ДГБ № 15, ГИБДД,
ГОСПОЖНАДЗОР, МАОУ СОШ № 27, детская библиотека № 16, ГАОУ ДПО СО «ИРО»,
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия города Екатеринбурга).
2. 50% воспитанников имеют высокий уровень готовности к современному (развивающему)
школьному обучению (формирование предпосылок к учебной деятельности, успешная
адаптация к обучению в школе).
3. Доля педагогов, участвующих в реализации инновационной деятельности, работающих
в экспериментальном режиме:
- работа в экспериментальной, инновационной, базовой площадках 80%;
- наличие научно-методических публикаций педагогов от общего числа педагогического
состава 30%.
4. Доля педагогических работников, повысивших свой профессиональный уровень,
владеющих современными информационно - коммуникационными образовательными
технологиями и методиками и эффективно применяющих их в практической
профессиональной деятельности 80%.
5. Количества работников, прошедших повышение квалификации или профессиональную
подготовку по направлению информационных образовательных технологий,
образовательной робототехники 50%.
6. Доля педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию 60%.
7. Доля родителей (законных представителей), удовлетворенных качеством
предоставляемых услуг 100%.
9. Доля участников образовательных отношений, удовлетворённых информационной
открытостью, безопасностью, доступностью, комфортностью образовательной среды
МБДОУ, компетентностью педагогов 100 %.
Программа развития МБДОУ - детский сад присмотра и оздоровления № 2 на 2021
– 2024 годы выполнена в полном объеме. Реализованные цель и задачи Программы
развития создали условия и потенциальные возможности для дальнейшего эффективного
развития МБДОУ.
В течение 2021/2022 и в 2022/2023 учебных годах администрацией предприняты
меры по сплочению коллектива. В МБДОУ были созданы условия не только для успешного
функционирования МБДОУ, но и для полноценного выполнения трудовых функций всех
педагогов, развития их творческой активности. Разработана и внедрена система
стимулирования педагогических работников по результатам деятельности. Развивается
конкурсное движение, организуется методическое сопровождение профессиональной
деятельности путем участия в вебинарах, посещения семинаров в дошкольных
образовательных учреждениях города Екатеринбурга. Участие педагогов в конкурсах
9
составляет 59%, используют информационно-образовательные технологии – 63%. Курсы
повышения квалификации прошли 100%.
За период 2021–2024 годов были проведены следующие мероприятия в рамках
Программы развития:
Модернизация материальной базы и благоустройство территории детского сада:
оборудованы игровые зоны для активизации физической активности детей.
Профессиональное развитие педагогов: введены дополнительные семинары и
мастер-классы по развитию информационно - коммуникационными компетентности
педагогов; «Цифровые инструменты в работе педагога: учимся выбирать и
применять»; «Современные цифровые сервисы для повышения эффективности
занятия»; «Информационная безопасность в цифровом мире: защита персональных
данных воспитанников и педагогов»; «Облачные технологии в образовательном
процессе: хранение, обработка и совместное использование информации»; «Видеопрезентация занятия: теория и практика съёмки, монтажа и демонстрации».
Взаимодействие с семьями воспитанников: регулярно проводятся родительские
собрания и консультации специалистов по вопросам здоровья и развития детей:
«Основы здорового образа жизни: рекомендации для родителей и педагогов»,
«Правильное питание и развитие ребенка: секреты и лайфхаки», «Иммунитет
ребенка: как защитить малыша от сезонных заболеваний», «Ребенок и компьютер:
польза или вред?», «Гиперактивный ребенок: как справиться с повышенной
возбудимостью», «Профилактика нарушения зрения у детей: простые правила»,
«Почему важен сон ребенка: причины плохого сна и пути решения»
Интерактивные и оздоровительные мероприятия: ежегодно проводились
спортивные праздники, фестивали и тематические мероприятия для детей и
родителей: «Весёлые старты», «Мама, папа, я — спортивная семья!», «День спорта
и здоровья», «Сильный, смелый, ловкий — самый лучший малыш!», «Путешествие
в страну Олимпия», «Спортландия приглашает друзей!».
Социальное партнерство: усилен контакт с медицинскими учреждениями (ГБУЗ СО
«Противотуберкулезный диспансер», МАУ ДГБ № 15) и органами социальной
защиты для комплексного подхода к охране здоровья детей.
Все проведенные мероприятия позволили добиться значительных результатов в
сохранении здоровья и повышении качества дошкольного образования, создав
современный и функциональный детский сад, обеспечивающий всестороннее развитие
детей.
Цель Программы развития (за 2021 – 2024 годы) была направлена на разработку и
внедрение инновационных подходов, обеспечивающих сохранность здоровья детей и их
полное развитие в образовательном пространстве. Однако в ходе реализации мероприятий
стало ясно, что особый упор необходимо сделать именно на тех аспектах, которые касаются
здоровья детей, особенно уязвимых перед определенными болезнями, такими как
туберкулезная интоксикация. Эти обстоятельства привели к постановке следующей цели,
расширившей рамки предыдущей Программы развития.
3.2. Краткие итоги реализации Программы управленческой деятельности 20242025 гг.
Цель: Совершенствование образовательного пространства оздоровительной
направленности МБДОУ через организацию взаимодействия между всеми участниками
образовательных отношений.
В результате реализации Программы управленческой деятельности были
достигнуты следующие результаты:
10
1.
2.
3.
4.
Доля воспитанников в образовательной организации, охваченных мероприятиями по
выявлению, поддержке одаренных детей в мероприятиях оздоровительной,
здоровьесберегающей направленности– до 30 %.
Доля педагогических работников, повышающая профессиональное мастерство,
внедряющая инновационные технологии в области здоровьесбережения, участвующая в
деятельности профессиональных сообществ педагогов до 70%.
Доля родителей, принимающих активное участие в совместной деятельности,
конкурсном движении и реализации проектной деятельности в области
здоровьесбережения до 40 %.
Повышение эффективности социального партнерства с субъектами образовательновоспитательного пространства ДОУ.
Программа
позволила
укрепить
здоровье
детей,
повысить
уровень
профессиональной компетентности педагогов и привлечь большее внимание родителей к
вопросам здоровьесбережения.
Система работы, направленная на совершенствование образовательного
пространства оздоровительной направленности, строилась на принципе тесного
взаимодействия всех участников образовательных отношений — детей, педагогов,
родителей, специалистов и администрации детского сада. Данная система охватывает
разные уровни работы и направлена на формирование у детей основ здорового образа
жизни, создание комфортных условий для проживания и обучения, а также на развитие
педагогической компетентности сотрудников. Созданная система позволяет выстроить
целостный подход к решению задачи оздоровления детей и включает в себя согласованную
работу всех участников образовательного процесса, что обеспечивает комплексный
характер воздействия на здоровье и общее развитие воспитанников.
До настоящего времени работа была сосредоточена на организации
образовательного пространства, нацеленном на сохранение и укрепление здоровья детей,
преимущественно за счёт совершенствования инфраструктуры, включения в расписание
физкультурных занятий и профилактических мероприятий. Этот этап позволил создать
хорошую основу для следующего шага — перехода к формированию полноценной
культуры здоровья.
Анализ показал, что помимо физического здоровья важно уделить особое внимание
эмоциональному состоянию, воспитанию осознанного отношения к своему организму и
здоровому образу жизни, а также установить прочные связи с семьями воспитанников.
Именно поэтому возникла потребность перейти к следующему этапу, который ставит во
главу угла не только физическое здоровье, но и осознанное отношение к нему как ценность.
Следующий этап — построить такую образовательную среду, которая способствует
формированию у детей устойчивых представлений о пользе здорового образа жизни и
осознанного отношения к своему здоровью. В центре внимания оказываются дети с особым
вниманием к группе риска (с туберкулезной интоксикацией), так как именно эта категория
нуждается в особой заботе и внимательном подходе.
Важной частью становится включение в образовательный процесс взаимодействия с
семьями, работа с которыми становится одним из ключевых элементов работы. Родителям
предлагается стать партнерами в формировании здорового образа жизни у детей,
предоставляется информация о правилах и нормах здорового образа жизни, создаются
условия для передачи знаний и формирования ценных установок на будущее.
11
Помимо традиционных мероприятий, планируется широко использовать
современные педагогические технологии, такие как проектная деятельность, создание
центров здоровья, сотрудничество с медицинскими работниками и специалистами
смежных областей, взаимодействие с семьей, расширение круга мероприятий,
направленных на укрепление здоровья.
Таким образом, новый этап предполагает качественный скачок в понимании
здоровья, оно становится предметом особого внимания и основой образовательной среды,
формируется целая культура здоровья, что принципиально отличает новую цель от
прежних задач.
12
4. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Настоящая концепция разработана в целях реализации образовательной программы
дошкольного учреждения и направлена на создание условий для формирования культуры
здоровья воспитанников и их семей. Программа основана на современных тенденциях и
исследованиях в области дошкольного образования и призвана обеспечивать качественные
и доступные условия для воспитания и обучения детей, находящихся в зоне повышенного
риска (дети с туберкулезной интоксикацией).
Ключевая идея: создание здоровой образовательной среды, сочетающей
традиционные подходы с инновационными технологиями, направлено на формирование у
детей и их семей устойчивых привычек здорового образа жизни, что способствует общему
развитию и укреплению здоровья детей.
Основным результатом должны стать:
1.Создана и функционирует комплексная модель здоровьесберегающей среды,
учитывающая особенности воспитанников с туберкулезной интоксикацией. Развивающая
предметно-пространственная
среды
обогащена
элементами,
стимулирующими
двигательную активность, психоэмоциональную разгрузку и оздоровление (сенсорные
уголки, уголки уединения, корригирующее оборудование, оборудование для аэро- и
фитоионизации).
2.100% педагогических работников владеют современными методиками и формами работы
(проектная деятельность, мастер-классы, тренинги) по популяризации ЗОЖ и поддержке
семейных ценностей. Активно и грамотно применяют на практике внедренные
здоровьесберегающие технологии (арт - технологии, самомассаж, ароматерапия,
скандинавская ходьба, терренкур). Обновлен и активно используется банк методических
материалов (конструкты. проекты, дидактические игры) по здоровьесбережению для
данной категории детей.
3.Создана и действует система эффективного партнерства ДОУ и семьи по вопросам
здоровья и семейных ценностей: повысилась родительская компетентность и
ответственность в вопросах укрепления здоровья детей, формирования ЗОЖ в семье. Не
менее 65% от общего числа родителей активно принимают участие в совместных с детским
садом мероприятиях (спортивных, творческих, просветительских). Сформировано
позитивное и доверительное отношение родителей к дошкольному учреждению как к
центру поддержки семьи.
4.1 Цель и задачи Программы развития.
Цель: Формирование культуры здоровья в дошкольном учреждении через создание
здоровьесберегающей среды, укрепляющей здоровье воспитанников с туберкулезной
интоксикацией, поддерживающей семьи и популяризирующей семейные ценности
здорового образа жизни.
Задачи
Ожидаемый
результат
Показатель
Единиц Текуще Итогово
а
е
е
измерен состоян значени
ия
ие
е
показат
еля к
2030
году
Проект 1: «Здоровье плюс»
Внедрение
Создана
и Количество
шт
1
5
здоровьесберега функционирует
современных
ющих
комплексная
здоровьесберега
технологий
и модель
ющих
обновление
здоровьесберега технологий,
13
развивающей
предметнопространственно
й
среды,
способствующих
оздоровлению и
комфортному
пребыванию
детей
с
туберкулезной
интоксикацией.
Повышение
профессиональн
ой
компетентности
педагогического
коллектива для
реализации
современных
здоровьесберега
ющих
технологий
и
эффективных
форм работы с
семьями
по
популяризации
семейных
ценностей
здорового образа
ющей
среды,
учитывающая
особенности
воспитанников с
туберкулезной
интоксикацией.
Развивающая
предметнопространственна
я
среды
обогащена
элементами,
стимулирующим
и двигательную
активность,
психоэмоционал
ьную разгрузку и
оздоровление
(сенсорные
уголки, уголки
уединения,
корригирующее
оборудование,
оборудование
для
аэрои
фитоионизации).
внедрённых
в
образовательный
процесс
Доля
%
оснащенных
и
функционирующ
их
групповых
помещений,
и
специализирован
ных
кабинетов
(физкультурный
зал) современным
здоровьесберега
ющим
оборудованием
Доля
%
воспитанников со
сниженным
уровнем
тревожности
у
(по
данным
психологической
диагностики)
Динамика
%
снижения
количества
случаев
заболеваемости
ОРВИ
среди
воспитанников (в
период
между
пиками сезонной
заболеваемости)
Проект 2: «Компетенции для здоровья»
100%
Доля
%
педагогических
педагогических
работников
работников,
владеют
прошедших
современными
курсы
методиками
и повышения
формами работы квалификации по
(проектная
вопросам
деятельность,
здоровьесбереже
мастер-классы,
ния,
тренинги)
по инклюзивного
популяризации
образования
и
ЗОЖ
и работы с детьми с
поддержке
особыми
семейных
образовательным
ценностей.
и потребностями
Активно
и Доля
участия
%
грамотно
педагогов
в
45
70
10
15 к
концу
учебного
года
5
10
45
100
25
100
14
жизни
у применяют
на
воспитанников с практике
туберкулезной
внедренные
интоксикацией
здоровьесберега
ющие
технологии (ар технологии,
самомассаж,
ароматерапия,
скандинавская
ходьба,
терренкур)).
Обновлен
и
активно
используется
банк
методических
материалов
(крнструкты,
проекты,
дидактические
игры)
по
здоровьесбереже
нию для данной
категории детей.
Организация
просветительско
й
работы
с
семьями
воспитанников,
направленной на
поддержку
семейных
ценностей
и
повышение
родительской
компетентности
по
вопросам
популяризации
культуры
здоровья.
разработке
и
реализации
проектов
оздоровительной
направленности
Доля
%
педагогических
работников,
владеющих
современными
методиками
и
формами работы
по
популяризации
ЗОЖ и поддержке
семейных
ценностей
Создан
банк
шт
методических
материалов,
количество
методических
материалов,
формирующих
культуру
здоровья
Проект 3: «Школа Здоровья для Семьи»
Создана
и Доля
%
действует
вовлечённых
система
семей в качестве
эффективного
активных
партнерства
участников
ДОУ и семьи по предлагаемых
вопросам
форм
работы
здоровья
и (родительские
семейных
клубы,
мастерценностей:
классы,
повысилась
совместные
родительская
праздники)
компетентность Количество
шт
и
проведённых
ответственность значимых
в
вопросах мероприятий,
укрепления
формирующих
здоровья детей, культуру
формирования
здоровья
ЗОЖ в семье. Не Уровень
%
менее 65% от удовлетвореннос
общего
числа ти
родителей
родителей
качеством
активно
просветительской
принимают
работы
и
25
100
10
50
30
65
2
15
70
85
15
участие
в
совместных
с
детским садом
мероприятиях
(спортивных,
творческих,
просветительски
х).
Сформировано
позитивное
и
доверительное
отношение
родителей
к
дошкольному
учреждению как
к
центру
поддержки
семьи.
психологопедагогической
поддержки
(по
данным
анкетирования)
Охват
семей
информационны
ми
ресурсами,
направленные на
повышение
компетентности
по
вопросам
популяризации
культуры
здоровья
у
воспитанников с
туберкулезной
интоксикацией
(стенды, папкипередвижки,
закрытая группа в
соцсетях/мессенд
жере)
%
70
90
5. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
5.1 Способы достижения цели Программы
Способ
достижение цели
Программы развития за
счет собственных ресурсов
(кадровых, материальнотехнических,
внебюджетных средств,
методических)
комплексный способ,
направленный на
взаимодействие и
сотрудничество с
родителями
Сильные стороны
достаточный уровень
условий и ресурсного
обеспечения Программы
для решения задач
Программы развития
Слабые стороны
риски несвоевременного
выполнения задач
Программы развития из-за
большого объема текущих
задач и внеплановых
мероприятий
повышение
ответственности всех
участников
образовательных
отношений за качество
образования разная
степень ответственности
исполнителей не всегда
позволяет получить
одинаковый результат;
недостаточное
финансирование
5.2 Характеристика проектов программы
Выполнение Программы развития предполагается через реализацию трех основных
направлений деятельности, представленных целевыми проектами:
Проект 1: «Здоровье плюс».
Проект 2: «Компетенции для здоровья».
Проект 3: «Школа Здоровья для Семьи».
16
Проект 1: «Здоровье плюс»
Цель проекта: создание современной, здоровьесберегающей среды в детском саду,
направленной на укрепление здоровья воспитанников с туберкулезной интоксикацией,
через внедрение здоровьесберегающих технологий и улучшение предметнопространственной среды.
Основные практические мероприятия:
1. Обновление предметно-пространственной среды:
Создание удобных и безопасных игровых зон, оборудованных приспособлениями для
моторного развития.
Покупка специального оборудования для реализации арт - технологий.
2. Внедрение здоровьесберегающих технологий:
Организация регулярных сеансов самомассажа для укрепления иммунитета.
Включение в распорядок дня плавных физических тренировок, таких как
скандинавская ходьба и терренкур.
Мероприятия по снижению уровня тревожности у воспитанников (тренинги,
психологические игры).
Создание сенсорного парка «Тропа к здоровью» на территории детского сада, включая
тропы для терренкура.
3. Оптимизация рациона питания:
Контроль соответствия продуктов возрастным особенностям и аллергическим
реакциям.
Проведение тематических мероприятий по здоровому питанию для родителей и детей.
4. Мониторинг и оценивание результатов:
Регулярное медицинское обследование детей для оценки эффективности проводимого
оздоровления.
Анкетирование и опросы родителей для выяснения их удовлетворенности условиями
пребывания ребенка в детском саду.
Ежемесячный отчет педагогов и медицинского персонала о достижении планируемых
результатов.
Предполагаемые результаты:
Количество современных здоровьесберегающих технологий, внедрённых в
образовательный процесс не менее 5.
Доля оснащенных и функционирующих групповых помещений, и специализированных
кабинетов (физкультурный зал) современным здоровьесберегающим оборудованием 70 %
Снижение уровня тревожности у воспитанников (по данным психологической
диагностики) на 15% к концу учебного года
Динамика снижения количества случаев заболеваемости ОРВИ среди воспитанников (в
период между пиками сезонной заболеваемости) 10 %.
Проект «Здоровье плюс» станет фундаментом для долголетия и хорошего самочувствия
воспитанников детского сада, заложив прочный фундамент их будущего здоровья и
успешности.
Проект 2: «Компетенции для здоровья»
Цель проекта: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов для
внедрения современных здоровьесберегающих технологий и эффективных методов работы
с семьями, направленных на формирование и укрепление семейных ценностей здорового
образа жизни у детей с туберкулезной интоксикацией.
Основные практические мероприятия:
1. Повышение квалификации педагогов:
Организация семинаров и тренингов по вопросам профилактики туберкулеза и
здоровьесбережения.
17
Обучение педагогов современным методикам работы с детьми, имеющими
туберкулезную интоксикацию.
2. Создание банка методических разработок и ресурсов:
Разработка справочно-методических материалов по организации работы с детьми с
туберкулезной интоксикацией.
Создание электронных библиотек и подборок рекомендаций для педагогов и родителей.
Оформление картотеки методических разработок и технологий по оздоровлению детей.
3. Научно-методическое сопровождение педагогов:
Тематические педсоветы и консилиумы по обмену опытом и лучшими практиками в
области оздоровления детей.
Внедрение в образовательный процесс эффективных технологий профилактики
заболеваний и укрепления здоровья детей.
4.Оперативный мониторинг и оценка результатов:
Регулярная проверка уровня профессиональной компетентности педагогов.
Оценка эффективности введенных здоровьесберегающих технологий и коррекция
мероприятий по результатам мониторинга.
Фиксирование прогресса в укреплении здоровья детей и анкетирование родителей для
сбора отзывов и предложений.
Ожидаемые результаты:
Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по
вопросам здоровьесбережения, инклюзивного образования и работы с детьми с особыми
образовательными потребностями 100%.
Доля участия педагогов в разработке и реализации проектов оздоровительной
направленности 100%.
Доля педагогических работников, владеющих современными методиками и формами
работы по популяризации ЗОЖ и поддержке семейных ценностей 100%.
Создан банк методических материалов, количество методических материалов,
формирующих культуру здоровья – 60 методических разработок.
Этот проект направлен на системное изменение образовательного пространства и
приобретение педагогами навыков, необходимых для полноценной реализации задач
оздоровления детей с туберкулезной интоксикацией и пропаганды семейных ценностей
здорового образа жизни.
Проект 3: «Школа Здоровья для Семьи»
Цель проекта: организация просветительской деятельности с семьями воспитанников,
направленной на укрепление семейных ценностей и повышение уровня знаний родителей
в области здорового образа жизни.
Основные практические мероприятия:
1. Организация циклов лекций и семинаров для родителей:
Серия лекций по вопросам правильного питания, гигиены, профилактики заболеваний и
поддержания физической активности.
Мастер-классы по приготовлению блюд здорового питания, организации семейных
фитнес-занятий и другим полезным практикам.
2. Консультативная поддержка семей:
Индивидуальные консультации психолога, фтизиатра и других специалистов для
родителей по вопросам здоровья детей и оптимизации семейного уклада.
Организация горячих линий и чатов для оперативного консультирования родителей по
острым вопросам здоровья.
3. Совместные мероприятия и акции:
Спортивные семейные турниры и марафоны, направленные на продвижение здорового
образа жизни.
18
Творческие конкурсы и выставки, приуроченные к праздникам здоровья и экологии.
Семейные лагеря выходного дня с развлекательными и образовательными программами
по здоровому образу жизни.
4. Распространение информационных материалов:
Издание буклетов, листовок и постеров, содержащих полезную информацию о здоровье
и правильном образе жизни.
Обновление информационных стендов и уголков здоровья в группах детского сада.
Создание странички на официальном сайте ДОУ, посвящённой вопросам здоровья и
здоровым семейным традициям.
5. Постоянный мониторинг и оценка результатов:
Регулярное анкетирование родителей для изучения уровня их осведомленности и
удовлетворенности работой детского сада.
Количественный и качественный анализ показателей здоровья детей и оценки
удовлетворенности родителей.
Ожидаемые результаты:
Доля вовлечённых семей в качестве активных участников предлагаемых форм
работы (родительские клубы, мастер-классы, совместные праздники) 65 %
15 проведённых значимых мероприятий, формирующих культуру здоровья.
Уровень удовлетворенности родителей качеством просветительской работы и
психолого-педагогической поддержки (по данным анкетирования) 85 %.
Охват семей информационными ресурсами, направленные на повышение
компетентности по вопросам популяризации культуры здоровья у воспитанников с
туберкулезной интоксикацией (стенды, папки-передвижки, закрытая группа в
соцсетях/мессенджере) 90 %.
Проект «Школа Здоровья для Семьи» призван усилить взаимодействие детского сада
и семей, обогатить их знания и навыки в области здоровья, внести значительный вклад в
укрепление здоровья детей и семей воспитанников.
19
6.ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Задача
Наименование
контрольного показателя
Единица
измерения
показателя
Внедрение
здоровьесберегающих
технологий и обновление
развивающей предметнопространственной среды,
способствующих
оздоровлению
и
комфортному
пребыванию
детей
с
туберкулезной
интоксикацией.
Количество современных
здоровьесберегающих
технологий, внедрённых в
образовательный процесс
Доля
оснащенных
и
функционирующих
групповых помещений, и
специализированных
кабинетов
(физкультурный
зал)
современным
здоровьесберегающим
оборудованием
Доля воспитанников со
сниженным
уровнем
тревожности у (по данным
психологической
диагностики)
Динамика
снижения
количества
случаев
заболеваемости
ОРВИ
среди воспитанников (в
период между пиками
сезонной заболеваемости)
Доля
педагогических
работников, прошедших
шт
Текущее
значение
показателя
2025 год
1
%
45%
50%
55%
60%
65%
70%
%
5
15% к
концу
учебного
года
15% к
концу
учебного
года
15% к
концу
учебного
года
15% к
концу
учебного
года
15% к
концу
учебного
года
%
5
10%
10%
10%
10%
10%
%
45%
55%
65%
75%
85%
100%
Повышение
профессиональной
Плановое значение показателя по годам реализации
проекта
2026 – 2030 годы
2026
2027
2028
2029
2030
1
2
3
4
5
20
компетентности
педагогического
коллектива
для
реализации современных
здоровьесберегающих
технологий
и
эффективных
форм
работы с семьями по
популяризации семейных
ценностей
здорового
образа
жизни
у
воспитанников
с
туберкулезной
интоксикацией
Организовать
эффективное
взаимодействие с
семьями, направленное на
укрепление авторитета
курсы
повышения
квалификации
по
вопросам
здоровьесбережения,
инклюзивного
образования и работы с
детьми
с
особыми
образовательными
потребностями
Доля участия педагогов в
разработке и реализации
проектов оздоровительной
направленности
Доля
педагогических
работников, владеющих
современными
методиками и формами
работы по популяризации
ЗОЖ
и
поддержке
семейных ценностей
Создан банк методических
материалов,
количество
методических материалов,
формирующих культуру
здоровья
Доля вовлечённых семей в
качестве активных
участников предлагаемых
форм работы
(родительские клубы,
%
25%
40%
55%
75%
90%
100%
%
25%
40%
55%
75%
90%
100%
шт
10
20
30
40
50
60
%
30%
35%
45%
55%
60%
65%
21
института семьи,
поддержку семейных
ценностей и повышение
родительской
компетентности в
реализации
воспитательной функции
мастер-классы,
совместные праздники)
Количество проведённых
значимых мероприятий,
формирующих культуру
здоровья
Уровень
удовлетворенности
родителей качеством
просветительской работы
и психологопедагогической
поддержки (по данным
анкетирования)
Охват семей
информационными
ресурсами, направленные
на повышение
компетентности по
вопросам популяризации
культуры здоровья у
воспитанников с
туберкулезной
интоксикацией (стенды,
папки-передвижки,
закрытая группа в
соцсетях/мессенджере)
шт
2
3
6
9
12
15
%
70%
75%
75%
80%
80%
85%
%
70%
75%
80%
85%
85%
90%
22
7. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Наименование мероприятия
Источники
финансирования
Затраты на реализацию
задач и мероприятий,
тыс.руб
2026
2027
Проект 1: «Здоровье плюс»
Обновление игрового и спортивного Муниципальный бюджет
15
15
оборудования в соответствии с Внебюджетные средства
20
20
современными требованиями и
здоровьесберегающими
технологиями
Покупка
специального Муниципальный бюджет
15
15
оборудования для реализации арт - Внебюджетные средства
30
30
технологий
Создание
полифункциональных Муниципальный бюджет
10
10
центров/пространств, направленных Внебюджетные средства
20
20
на
формирование
ценностного
отношения к здоровью и здоровому
образу жизни
Создание сенсорного парка «Тропа
Муниципальный бюджет
20
20
к здоровью»
Внебюджетные средства
20
20
Мероприятия по снижению уровня Муниципальный бюджет
0
0
тревожности у воспитанников
Внебюджетные средства
0
0
Мероприятия
по
снижению Муниципальный бюджет
0
0
количества случаев заболеваемости Внебюджетные средства
0
0
ОРВИ среди воспитанников (в
период между пиками сезонной
заболеваемости)
Итоговые
затраты на
реализацию
задач и
мероприятий,
тыс руб.
2028
2029
2030
15
20
15
20
15
20
75
100
15
30
15
30
15
30
75
150
10
20
10
20
10
20
50
100
20
20
0
0
0
0
20
20
0
0
0
0
20
20
0
0
0
0
100
100
0
0
0
0
23
Курсы повышения квалификации по
вопросам
здоровьесбережения,
инклюзивного образования и работы
с
детьми
с
особыми
образовательными потребностями
Участие педагогов в разработке и
реализации
проектов
оздоровительной направленности
Транслирование опыта работы и
участие педагогов в
мероприятиях в вопросах
популяризации семейных ценностей
здорового образа жизни
Участие в общественных
проектах и акциях, направленных
на
популяризации
семейных
ценностей здорового образа жизни
Овладение
современными
методиками и формами работы по
популяризации ЗОЖ и поддержке
семейных ценностей
Создать банк дидактических и
методических материалов,
разработок по использованию
игр, игровых и творческих
технологий в образовательной
деятельности МБДОУ по
популяризации семейных ценностей
здорового образа жизни
Проект 2: «Компетенции для здоровья»
Муниципальный бюджет
0
0
0
Внебюджетные средства
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Муниципальный бюджет
Внебюджетные средства
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Муниципальный бюджет
Внебюджетные средства
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Муниципальный бюджет
Внебюджетные средства
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Муниципальный бюджет
Внебюджетные средства
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Муниципальный бюджет
Внебюджетные средства
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
24
Вовлечение семей в качестве
активных участников предлагаемых
форм работы (родительские клубы,
мастер-классы,
совместные
праздники)
Проведение значимых мероприятий,
формирующих культуру здоровья
Мотивирование родителей
воспитанников к активному
взаимодействию и сотрудничеству
в условиях социального
партнерства и реализации
образовательных проектах
Создание методического
продукта, в котором будут
собраны семейные традиции,
библиотека, игротека, праздники,
проекты
Создание страницы «ВКонтакте»,
на официальной странице
сообщества в «Сферум»
информационного ресурса для
родителей, ориентированного на
популяризацию семейных
ценностей здорового образа жизни
Проект 3: «Школа Здоровья для Семьи»
Муниципальный бюджет
0
0
0
Внебюджетные средства
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Муниципальный бюджет
Внебюджетные средства
Муниципальный бюджет
Внебюджетные средства
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Муниципальный бюджет
Внебюджетные средства
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Муниципальный бюджет
Внебюджетные средства
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
25
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективная реализация Программы развития зависит от наличия таких ресурсов, как:
• высококвалифицированный педагогический коллектив, имеющий стабильную мотивацию
к внедрению в образовательный процесс здоровьеберегающих технологий;
• обновленная материально-техническая база;
• информационное обеспечение образовательного процесса;
• стабильное финансирование Программы;
• устойчивая заинтересованность родителей воспитанников в активном участии в
образовательном процессе.
Механизм реализации Программы развития предусматривает комплексное
использование как внутренних, так и внешних ресурсов для достижения намеченных целей
и задач. Среди основных элементов этого механизма выделяются:
Внутренние ресурсы:
1. Финансово-экономические ресурсы:
o Бюджетные средства на реализацию мероприятий Программы.
o Внебюджетные средства, полученные от деятельности учреждения.
2. Кадровые ресурсы:
o Профессиональный педагогический коллектив, имеющий высокую квалификацию и
опыт работы.
o Привлечение внештатных специалистов (медицинских работников).
o Организация повышения квалификации сотрудников.
3. Материально-технические ресурсы:
o Современное техническое оснащение и учебно-методические материалы.
o Просторная и удобная территория для прогулок и занятий физкультурой.
4. Информационные ресурсы:
o Электронные базы данных для подбора дидактических материалов.
o Интернет-ресурсы и программное обеспечение для планирования и отчетности.
o Локальные сети и серверы для хранения и обработки информации.
5. Организационные ресурсы:
o Распределение полномочий и ответственности среди сотрудников.
Внешние ресурсы:
1. Общественная поддержка:
o Взаимодействие с родительским комитетом.
o Популяризация образовательных программ и акций среди местного сообщества.
Процесс реализации Программы:
o Формирование плана мероприятий с указанием сроков и исполнителей.
o Обеспечение контроля за выполнением мероприятий и расходованием средств.
o Организация регулярного мониторинга и оценки эффективности.
o Документирование результатов и корректировка программы при необходимости.
Резюме:
Механизм реализации Программы развития предполагает координацию всех
доступных ресурсов и максимальное задействование возможностей как самого учреждения,
так и внешней среды. Такой подход гарантирует эффективность реализации мероприятий
и достижение поставленных целей в установленные сроки.
26