1 СОДЕРЖАНИЕ №пп НАИМЕНОВАНИЕ ГЛАВЫ 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 2. 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Стр. Введение 3 Паспорт Программы развития Образовательное учреждение Основания для разработки и внесения изменений (правовые акты и иные документы) Ключевые проблемы, требующие рассмотрения и перспективного решения Целевые группы Последствия нерешения проблемы Последствия решения проблемы Цель Задачи Ожидаемые результаты реализации Программы развития Целевые показатели Сроки и этапы реализации Программы развития Организация контроля реализации Программы развития и информационной открытости Краткая информационная справка о МБДОУ Проблемно-ориентированный анализ деятельности МБДОУ и его потенциальных возможностей развития Краткие итоги реализации Программы развития 2018-2021гг. Характеристика текущего состояния МБДОУ и анализ SWOT – анализ потенциала развития МБДОУ SWOT - анализ условий реализации Программы развития МБДОУ Концепция Программы развития Стратегия и тактика реализации Программы развития Система мероприятий по переходу образовательной организации в новое состояние Сроки и этапы реализации Программы развития Возможности социального партнерства Финансовое обеспечение Программы развития Мониторинг реализации Программы развития 4 4 2 4 5 5 5 6 6 6 6 7 7 8 9 10 10 12 14 15 16 17 21 25 28 29 30 ВВЕДЕНИЕ Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада присмотра и оздоровления № 2 является управленческим документом, определяющим пути развития учреждения на 2021-2024 годы. Программа развития направлена на создание современной образовательной организации для совместной деятельности всех участников образовательных отношений на основе взаимовыгодного сотрудничества и привлечения социальных партнеров. Это позволит создать комфортную образовательную среду для всестороннего развития и успешности каждого ребенка, для активизации участия родителей в образовательной деятельности, а также профессионального роста педагогического коллектива на базе инновационного развития организации и повышения ее статуса. 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБДОУ детский сад № 2 1.1Образовательное учреждение 1.2 Основания для разработки Программы развития Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад присмотра и оздоровления № 2 Орджоникидзевского района города Екатеринбурга Местонахождение МБДОУ: 620918, г. Екатеринбург, ул. Новаторов, 16 Заведующий МБДОУ - детского сада присмотра и оздоровления № 2 Игошева Светлана Васильевна (343) 307-08-14, e-mail: mdou2@eduekb.ru, detskisad2@yandex.ru 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 17 июня 2019 год); 2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; 4. Паспорт национального проекта «Образование», утвержден Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16; 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»; 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»; 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 8. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"), утвержденный Приказом Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н, с изменениями от 5 августа 2016 г. N 422н; 9. Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении Государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»; 10. Постановление Правительства Свердловской области от 30.08.2016 № 595-ПП «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 – 2030 годы»; 11. Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 № 588-ПП «Об утверждении стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 N 162-Д «Об 4 утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 13. Указ губернатора Свердловской области от 6.10.14 № 453-УГ «О комплексной программе «Уральская инженерная школа»; 14. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 31.10.2016 № 2166 «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие системы образования и создание условий для организации труда, отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017-2022 годы»; 15. Стратегический план развития г. Екатеринбурга до 2030 года, стратегическое направление «Сохранение и развитие человеческого потенциала, Программа «Образование – основа развития, залог успеха». 1.3 Ключевые проблемы, требующие рассмотрения и перспективного решения 1.4 Целевые группы 1.5 Последствия нерешения проблемы В ходе изучения нормативных правовых документов, Указов и постановлений Президента Российской Федерации по стратегическому развитию, приоритетных проектов (в том числе на уровне региона, муниципалитета) в сфере образования; анализа деятельности МБДОУ на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым, выявлены следующие проблемы: 1) необходимость обеспечения возможности социального партнерства с учреждениями образования и науки, способствующего росту инновационной активности и потенциала коллектива МБДОУ в обновлении содержания и организации работы с детьми; 2) необходимость профессионального развития педагогических кадров, повышение их компетентности в применении современных образовательных, информационно-коммуникационных технологий, технических средств обучения в образовательной деятельности; 3) необходимость совершенствования развивающей предметно – пространственной среды с целью обеспечения качества образовательных условий МБДОУ; 4) необходимость привлечения родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ к участию в образовательных программах, реализации инновационных проектов с целью повышения их компетенции в вопросах воспитания и образования. Воспитанники, родители (законные представители), педагоги МБДОУ. для МБДОУ – снижение конкурентоспособности и имиджа организации; для воспитанников – снижение социально-общественных, личностных образовательных потребностей; для родителей – недостаточный уровень компетенций в вопросах воспитания и образования; для педагогического коллектива – недостаточный уровень 5 1.6 Последствия решения проблемы 1.7 Цель 1.8 Задачи 1.9 Ожидаемые результаты реализации Программы развития профессиональных компетенций, соответствующих Профессиональному стандарту "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"). для МБДОУ – создание необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса, создание единой информационной среды. Повышение конкурентоспособности и имиджа организации; для воспитанников – получение ребенком качественного дошкольного образования, в соответствии с его индивидуальными возможностями, способностями и интересами. Личностное развитие воспитанников их приобщение к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения, развития чувства патриотизма и гражданственности; для родителей – повышение педагогической компетентности родителей, устойчивая мотивация к активному взаимодействию и сотрудничеству в условиях реализации образовательных программ, реализации инновационных проектов; для педагогического коллектива – готовность педагогов к образованию и самообразованию, повышению уровня информационно – коммуникативной компетентности, развитию творческого и интеллектуального потенциала, адекватному использованию информационных ресурсов в различных сферах образовательной деятельности, работе коллектива в поисковом режиме. Повышение профессионального уровня, инновационной активности. Цель: обеспечение качества дошкольного образования, направленного на сохранение здоровья и всестороннее развитие воспитанников посредством обновления форм взаимодействия всех участников образовательных отношений. 1. Развитие механизмов социального партнерства с учреждениями образования и науки с целью внедрения современных образовательных технологий. 2. Обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации руководящих и педагогических работников МБДОУ. 3. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности. 4. Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к информированному участию в образовательной деятельности МБДОУ. 1. Реализуется научно-практическая деятельность в рамках работы инновационных экспериментальных площадок: АНО ДПО «НИИ Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России», г. Москва; «Модели дошкольного образования для детей в возрасте 0+» Департамента образования Администрации города Екатеринбурга. 2. Созданы условия для самообразования и повышения квалификации педагогических кадров. Профессиональный уровень, творческий потенциал, инновационная активность педагогов 6 1.10 Целевые показатели 1.11 Сроки и этапы реализации Программы развития обеспечивает реализацию инновационных проектов. 3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ игровыми тренажерами, различными видами конструктора, комплектом "Электроника и программирование в ДОУ (на базе микроконтроллера BBC MICROBIT)», дидактическими пособиями, с целью предоставления каждому ребенку возможности выбора развивающего игрового оборудования для реализации индивидуальных интересов и возможностей. 4. Родители воспитанников активно взаимодействуют и сотрудничают в условиях реализации образовательных программ, реализации инновационных проектов. 1. Доля социальных партнеров, вовлеченных в сетевое взаимодействие с МБДОУ для реализации совместных проектов (не менее 2 организаций). 2. Доля воспитанников с высоким уровнем готовности к современному (развивающему) школьному обучению (формирование предпосылок к учебной деятельности, успешная адаптация к обучению в школе) (не менее 50%). 3. Доля педагогов, участвующих в реализации инновационной деятельности, работающих в экспериментальном режиме: работа в экспериментальной, инновационной, базовой площадках (с 50% до 80%); наличие научно-методических публикаций педагогов от общего числа педагогического состава (с 10% до 30%). 4. Доля педагогических работников, повысивших свой профессиональный уровень, владеющих современными информационно коммуникационными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяющих их в практической профессиональной деятельности (с 40% до 80%). 5. Увеличение количества работников, прошедших повышение квалификации или профессиональную подготовку по направлению информационных образовательных технологий, образовательной робототехники (не менее 50%). 6. Увеличение доли педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию (с 50% до 70%). 7. Доля родителей (законных представителей), удовлетворенных качеством предоставляемых услуг (с 98% до 100%). 8. Доля материально-технического обеспечения и оснащения образовательных условий в соответствии с современными требованиями. 9. Доля участников образовательных отношений, удовлетворённых информационной открытостью, безопасностью, доступностью, комфортностью образовательной среды МБДОУ, компетентностью педагогов (до 100%). Программа реализуется в период 2021 - 2024гг. 1 этап – январь - май 2021г. Диагностико-прогностический – анализ работы за предыдущий период (swot-анализ, МКДО), завершающийся проблемным полем, как результатом деятельности МБДОУ - детский сад присмотра и оздоровления № 2. Определение цели и задач развития организации на следующий период. 2 этап – сентябрь 2021 – август 2024г. 7 Организационно-деятельный – реализация цели и задач Программы развития по определившимся направлениям (модулям). 3 этап – сентябрь – декабрь 2024г. Итогово-результативный – оценка эффективности работы МБДОУ в период реализации Программы развития с целью разработки вектора развития МБДОУ - детский сад присмотра и оздоровления № 2 на последующие периоды его функционирования. Контроль осуществляется на каждом этапе реализации Программы 1.12 Организация контроля реализации развития, предусмотрено постоянное коллегиальное обсуждение результатов и информационное сопровождение реализации Программы Программы развития, в том числе с использованием ресурса сайта развития и дошкольного учреждения. Результаты контроля представляются информационной путем размещения публичного отчета на сайте дошкольного открытости учреждения - http://2.tvoysadik.ru. 8 2. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О МБДОУ Название МБДОУ (по Уставу) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад присмотра и оздоровления № 2 Тип дошкольная образовательная организация Организационно-правовая форма бюджетное учреждение Год основания 30 декабря 1997г. Местонахождение 620098, Россия, г. Екатеринбург, ул. Новаторов, 16 Заведующий МБДОУ Игошева Светлана Васильевна Телефон тел. (343) 307-08-14(15) Адрес сайта 2http://2.tvoysadik.ru Электронный адрес mdou2eduekb.ru , detskisad2@yandex.ru Режим работы 5 дней в неделю (пн.-пт.), с 7.30 ч до 18.00 ч. Комплектование групп, 5 групп оздоровительной направленности (65 численность воспитанников человек), 1 группа общеразвивающей направленности (15 человек) 80 воспитанников Организационно-правовое обеспечение деятельности МБДОУ Документы Реквизиты документов Устав Муниципального Утвержден распоряжением Управления образования бюджетного дошкольного Администрации города Екатеринбурга № 1897/46/36/ образовательного учреждения от 06.08.2020г. детский сад присмотра и оздоровления № 2 Перечень лицензий на право ведения образовательной деятельности с указанием реквизитов Лицензия на осуществление № 13392 от 18.02.2011г., образовательной деятельности серия 66 №000479 Приложение №1 к лицензии на № 0010579 от18.02.2011г., осуществление образовательной серия 66П01 деятельности Юридический и фактический Отдельно стоящее здание, назначение: нежилое. адрес: 620098, Россия, г. Общая площадь – 1102,0 кв. м. Этажность – 2. Екатеринбург, ул. Новаторов, 16 9 3. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ 3.1 Краткие итоги реализации Программы развития 2018-2021 г.г. Мероприятия Итоги Модуль № 1 Реализация научно-практической деятельности в рамках работы инновационной экспериментальной площадки с целью повышения качества образования. Заключение / пролонгация договора о 1.Заключен договор с ФГБУ ФИРО сетевом сотрудничестве «Вариативно-развивающее образование как инструмент достижения требований ФГОС». 2. Присвоен статус сетевой инновационной площадки АНО ДПО «Национальный исследовательский институт Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России». Разработка программ и проектов Апробирована парциальная модульная сотрудничества с определением сроков, целей образовательная программа дошкольного и конкретных форм взаимодействия. образования «От Фрёбеля до робота» (2020-2021гг.) Корректировка содержания ООП ДО МБДОУ Образовательная программа МБДОУ с применением современных педагогических скорректирована в соответствии с технологий. примерной программой «Тропинки». Количество воспитанников успешно осваивающих образовательную программу по образовательной области «Речевое развитие» возросло с 75 % до 92%. Совершенствование ознакомительных; Проведены видеоконференции (1 раз в информационно-просветительских) форм год), родительские собрания (1 раз в работы с семьей. квартал) на платформе ZOOM. На сайте детского сада создана методическая копилка для родителей, 11 консультаций ежегодно. Организация и проведения семинаров, Проведены 4 семинара, 2 мастер-класса мастер-классов, конкурсных мероприятий для для педагогического сообщества города педагогов ДОО с трансляцией опыта Екатеринбурга. оформления образовательного пространства и педагогического опыта по реализации современных образовательных методик и технологий. Модуль № 2 Обновление развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ, с целью вовлечения дошкольников в техническое творчество в процессе реализации проекта «Екатеринбургская инженерная школа» 10 Проведение всестороннего перспектив развития образовательных услуг. анализа Открыты новые дополнительные услуги, платных развивающий кружок «АБВГДейка», кружок на развитие логического мышления «Знайка». материально- Конструкторы «Полидрон», стартовый и оснащения набор конструктора «Дары Фрёбеля». Оценка и пополнение технического обеспечения МБДОУ. Пополнение центров развития в групповых Конструкторы и учебный комплект помещениях оборудованием современных «ТИКО» адаптированных образовательных методик и технологий: «ТИКО-моделирования», экспериментально-исследовательских технологий, различных видов конструктора. Разработка учебно-наглядных пособий и Разработаны картотеки «Конструкторское методических рекомендаций для организации бюро», «Конструируем вместе с папой». самостоятельной деятельности, совместной деятельности детей и взрослых. Обогащение образовательной среды МБДОУ Лэпбук «Профессия инженера», собственными творческими педагогическими инженерная книга «Чеканочный пресс». разработками. Проведение мероприятий по поддержке Проведено 5 выставок, 4 конкурса научно-технического творчества воспитанников (выставки, конкурсы). Модуль № 3 Обновление компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию. Реализация проекта «Мотивация к развитию Реализован проект «Мотивация к профессиональных компетенций педагога в развитию профессиональных современных условиях модернизации компетенций педагога в современных системы образования». условиях модернизации системы образования». Разработка и внедрение системы Разработана и внедрена система мониторинга профессиональных умений мониторинга профессиональных умений педагогов по организации различных видов педагогов по организации различных деятельности детей (механизм контроля видов деятельности детей (механизм качества реализации ООП ДО). контроля качества реализации ООП ДО). Повышение компьютерной грамотности и 80% педагогов обладают компьютерной информационной культуры педагогов. грамотностью и информационной Корректировка плана повышения культурой квалификации педагогов Информатизация образовательного процесса: Открыто на сайте МБДОУ 5 открытие на сайте МБДОУ профессиональных страниц специалистов, профессиональных страниц специалистов, педагогов. педагогов. Создание кейса «образовательных У 6 педагогов создана методическая технологий» - пространство возможностей «копилка». для выбора, анализа и освоения педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста посредством изучения педагогом конкретной 11 педагогической технологии, применение ее на практике и взаимообучение коллег. Участие в профессиональных конкурсах, Победитель городского конкурса проектах, фестивалях различного уровня. «Современный урок с использованием театрализованных технологий»; победитель Всероссийского фестиваля «Космофест». Проведение совместных семинаров- Проведено 3 совместных семинарапрактикумов, мастер-классов по применению практикума по применению оборудования, обеспечивающего оборудования, обеспечивающего формирование у детей дошкольного возраста формирование у детей дошкольного интереса к предметам естественно-научного возраста интереса к предметам цикла. естественно-научного цикла. Модуль № 4 Совершенствование внутренней системы оценки качества образования, обеспечивающей получение информации о результативности деятельности и своевременное принятие обоснованных педагогических и управленческих решений. Составление модели внутренней системы Создана и реализуется Модель оценки качества образования на основе внутренней системы оценки качества разработанного и подробно описанного образования. Создано Положение о инструментария экспертного контроля внутренней системе оценки качества качества образовательного пространства ДОУ образования. Модуль № 5 Создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников ДОУ Обучение навыкам здоровьесберегающих Инструктором по физической культуре технологий педагогов проведено 5 мастер – классов по применению здоровьесберегающих технологий для педагогов ДОУ, района. Разработка программы по Разработана и реализуется программа по здоровьесбережению «Здоровый здоровьесбережению «Здоровый дошкольник» для повышения физкультурно- дошкольник»; Победители районного оздоровительной грамотности педагогов и конкурса ГТО, «Фестиваля здоровья родителей 2021» По итогам реализации программы развития дошкольной образовательной организации можно сделать вывод, о том, что достигнута цель программы по совершенствованию образовательной среды в ДОУ на принципах партнерства и сотрудничества всех участников образовательных отношений, определяющих их готовность к непрерывному образованию и развитию. Программа развития МБДОУ - детского сада присмотра и оздоровления № 2 на 2018-2021год выполнена не в полном объеме. В образовательной организации не установлены новые окна, ввиду отсутствия финансирования. 3.2 Характеристика текущего состояния МБДОУ и анализ. МБДОУ - детский сад присмотра и оздоровления № 2 расположен в жилом микрорайоне, находится в здании, построенном по типовому проекту, функционирует после реконструкции с 30 декабря 1997 г. На территории микрорайона, вблизи от детского сада расположены МАОУ СОШ № 27, № 178, ДОО № 495, № 153, № 569. Здание рассчитано по проекту на 6 групп, 65 детей с туберкулезной интоксикацией, 1 группа - 15 детей раннего возраста общеразвивающей направленности. 12 Штат сотрудников укомплектован на 100 %. 50 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию. 80% педагогов имеют высшее профессиональное образование. МБДОУ реализует Основную общеобразовательную программу – образовательную программу дошкольного образования с учетом реализации задач примерной основной образовательной программы дошкольного образования, на основе учебно-методического комплекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" для воспитанников раннего возраста и учебно-методический комплект вариативной примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» (далее - программа «Тропинки») для воспитанников младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Дополнительные образовательные программы (в соответствии с запросами родителей (законных представителей): танцевальный кружок «Весёлая минутка», кружок художественного творчества «Затейники», кружок по развитию логики «Знайка», кружок «АБВГ-дейка», спортивный кружок «Школа мяча». Социальными партнерами являются: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии образования», АНО ДПО «Национальный исследовательский институт Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России», МБУ«ИМЦ» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», ГБУЗ СО «Противотуберкулезный диспансер», , МАУ ДГБ № 15, ГИБДД, ГОСПОЖНАДЗОР, МАОУ СОШ № 27, детская библиотека № 16, ГАОУ ДПО СО «ИРО». Анализ степени удовлетворенности родителями качеством образовательного процесса показывает, что: - 88% родителей положительно оценивают качество предоставляемых образовательных услуг; - 87% удовлетворены уровнем взаимодействия между родителями и воспитателями; - 89 % удовлетворены степенью информированности о своем ребенке, о работе группы, о МБДОУ в целом. Контингент родителей МБДОУ характеризуется средним уровнем жизни и доходов, социального и образовательного статуса. Сферы деятельности родителей: бюджетные организации, служащие, рабочие. Для большинства семей характерны высокие требования к образованию своего ребенка. Информационная открытость МБДОУ дает родителям (законным представителям) возможность знакомиться с деятельностью дошкольной образовательной организации, которая освещается в средствах массовой информации, на официальных сайтах, днях открытых дверей. Проводится анкетирование родителей, консультирование, родительские собрания. В 2019 году на территории Орджоникидзевского района в эксплуатацию был введен жилой комплекс «Новатор». Жителями данного квартала, в основном, являются молодые семьи с детьми дошкольного возраста. Группу раннего возраста МБДОУ посещают воспитанники, родители которых являются образованными, заинтересованными в развитии и обучении своих детей, жителями квартала «Новатор». 13 3.3 SWOT – анализ потенциала развития МБДОУ SWOT-анализ внутренней среды Положительное влияние Отрицательное влияние Качество реализации образовательного процесса Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses) Реализация работы инновационных экспериментальных площадок по апробации образовательных программ, методик и технологий. Прослеживается положительная динамика индивидуального развития детей по всем образовательным областям. Обогащение развивающей предметнопространственной среды и реализация современных адаптированных образовательных методик и технологий: «ТИКО-моделирования», «Бусоград», «Веревочный парк», «Волшебный квадрат». Дефицит компетенций педагогов к внедрению в образовательный процесс инф образовательных технологий. Отсутствие согласованности взаимодействия с ребенком специалистов МБДОУ и родителей. Низкая мотивация родителей к участию в воспитательном процессе и образовательной деятельности. Необходимость в комплексном взаимодействии МБДОУ и семей воспитанников в вопросах воспитания детей, согласованности в работе педагогов, специалистов и родителей (законных представителей). Возможности (Opportunities) Угрозы (Threats) • Внедрение в образовательный процесс • 2021 г. открытие второй группы раннего современных адаптированных в ДОУ возраста общеразвивающей образовательных методик и технологий: «От направленности; новое комплектование Фребеля до робота. Растим будущих групп, период адаптации воспитанников, не инженеров», экспериментальноизвестен контингент родителей (законных исследовательских технологий. представителей), социальный статус семей и их запрос в образовательных потребностях. SWOT-анализ внутренней среды (РППС МБДОУ, материально-технических ресурсов) Предметно-развивающая среда, материально-технические ресурсы Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses) • Развитие развивающей предметно пространственной среды через обогащение игровыми тренажерами, дидактическими пособиями, комплексом интерактивных развивающих игр-занятий «Волшебная поляна», «Интерактивная страна», стартовым набором конструкторов «От Фрёбеля до Робота: растим будущих инженеров». • Расширение спектра платных образовательных услуг и повышение финансирования для обновления образовательной среды. • Устойчивое функционирование самостоятельного интернет-ресурса МБДОУ. •Неудовлетворительное техническое состояния окон в здании МБДОУ. • Недостаточное пополнение пособиями для внедряемых современных образовательных методик и технологий. • Необходимость обновления МБДОУ, учебно-методическими пособиями, игрушками и атрибутами к играм, наглядными пособиями. •Недостаточное пополнение интерактивным оборудованием, современными информационными и обучающими программами. 14 Возможности (Opportunities) • Пополнение материально-технического оснащения МБДОУ за счет внебюджетных средств: оборудования для реализации программ естественно - научного цикла, экспериментально-исследовательской деятельности. Угрозы (Threats) • Риск недостаточного финансирования ДОУ. SWOT-анализ внутренней среды (кадровые ресурсы) Кадровый потенциал МБДОУ Сильные стороны (Strengths) • Средний возраст педагогического состава – 42 года. • Средний педагогический стаж - 15 лет. • Укомплектованность ПР- 100 %. • Аттестация – ВКК - 5 чел., 1 КК - 5 чел., без категории – 1 чел. • Участие в профессиональных конкурсах, организация проектной деятельности, трансляция опыта на мероприятиях различного уровня. Возможности (Opportunities) • Обучение педагогов современным образовательным технологиям, методикам. • Овладение комплексом интерактивных развивающих игр-занятий и его моделированием. Слабые стороны (Weaknesses) • Слабая мотивация педагогов к работе в инновационном режиме: внедрению современных образовательных технологий. Угрозы (Threats) • Эмоциональное выгорание педагогов. 3.4.SWOT - анализ условий реализации Программы развития МБДОУ Факторы внутренней среды Сильная сторона Слабая сторона Система управления построена с Низкая мотивация педагогов в командообразующими составляющими. использовании информационно– Организовано методическое коммуникационных технологий. сопровождение для педагогических Низкая мотивация родителей к участию в работников и родителей (законных образовательной деятельности детей. представителей). Недостаточное материально-техническое Организована реализация платных обеспечение для внедрения и реализации образовательных услуг. современных технологий: цифровых и Наличие современного оборудования в ИКТ-технологий. развивающей предметно-пространственной среде МБДОУ. Факторы внешней среды Риски Возможности и меры по снижению риска Рост числа конкурентоспособных ДОО. Развитие механизмов социального партнерства с учреждениями образования Новизна технологий и / или увеличение затрат (временных, финансовых) на и науки с целью внедрения современных 15 освоение технологий, в силу чего возможно образовательных технологий. временное снижение эффективности Развитие платных образовательных работы. услуг, проведение работы по привлечению источников Ошибки в выборе необходимого для дополнительных окружающего социума направления финансирования. работы, видов оказываемых услуг. Проведение регулярной модификации услуг в соответствии с запросами потребителей. Внесение альтернативных изменений в программу развития и обновление. Привлечение новых социальных партнеров. Привлечение педагогов и родительской общественности к участию в проектной деятельности и конкурсных мероприятиях. 16 4. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Основой концепции Программы развития является осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение: эффективности и качества образования воспитанников, профессиональной компетентности педагогов, привлечение родителей воспитанников к информированному участию в образовательной деятельности МБДОУ. Основным результатом должно стать успешное взаимодействие с социумом, в процессе которого дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности ребенка. Перспективное развитие направлено на объедение усилий всех заинтересованных субъектов образовательных отношений и социальных партнеров для достижения цели Программы развития, формирования единого образовательного пространства, обеспечивающего совместный успех в развитии каждого воспитанника. Модернизация материально-технической, учебно-методической базы, создание современной образовательной среды обеспечит высокое качество и доступность дошкольного образования. Внедрение информационно-коммуникационных технологий, дистанционных образовательных технологий, образовательной робототехники позволит обеспечить вариативные условия для образования детей дошкольного возраста. Представленный раннее анализ состояния МБДОУ - детского сада присмотра и оздоровления № 2 диктует необходимость обновления материально-технической базы, оказывающей прямое влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду. Исходя из вышеизложенного, определена цель дальнейшего развития МБДОУ и поставлены задачи на 2021-2024 годы. Цель: обеспечение качества дошкольного образования, направленного на сохранение здоровья и всестороннее развитие воспитанников посредством обновления форм взаимодействия всех участников образовательных отношений. Задачи: 1. Развитие механизмов социального партнерства с учреждениями образования и науки с целью внедрения современных образовательных технологий. 2. Обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации руководящих и педагогических работников МБДОУ. 3. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности. 4. Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к информированному участию в образовательной деятельности МБДОУ. Цель и задачи реализации Программы задают новое качество образовательных результатов воспитанников МБДОУ и деятельности педагогических работников, обоснованы образовательными потребностями социального окружения и возможностями образовательной организации. Ценность Программы развития МБДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, развитие профессиональной компетенции педагогов, внедрение современных педагогических технологий. 17 5. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Стратегия развития МБДОУ – детский сад присмотра и оздоровление рассчитана на период до 2024 года. В стратегии заложен проектно-целевой подход. Перечень проектов Программы развития: 1) Социальное партнерство; 2) Кадровый ресурс; 3) Развивающая предметно-пространственная среда; 4) Взаимодействие с родителями Образовательный проект Социальное партнерство Кадровый ресурс Задачи Развитие механизмов социального партнерства с образовательными организациями, учреждениями культуры, спорта, здравоохранения с целью внедрения современных образовательных технологий. Повышение уровня развития и профессиональной подготовки педагогических работников МБДОУ. Владение новыми формами образовательных технологий. Целевые показатели Количество социальных партнеров Доля педагогических работников прошедшие 18 Развивающая предметнопространственная среда Создание условий для формирования развивающей предметнопространственной среды в МБДОУ, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к информированному участию в образовательной деятельности МБДОУ. Психологопедагогическая поддержка семей. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Доля материально- Доля родителей технического принявших участие в – не менее 2; количество совместно проведенных мероприятий (не менее 4 мероприятий в год). повышение квалификации (100 процентов). Доля педагогов владеющих здоровьесберегающей технологией (100 процентов). Доля педагогов, владеющих технологиями проектной деятельности (80 процентов). Доля педагогов, владеющих технологиями исследовательской деятельности (80 процентов). Доля педагогов, владеющих информационнокоммуникационными технологиями (80 процентов). обеспечения и оснащения образовательной среды (100 процентов). Доля родителей (законных представителей) удовлетворенных качеством предоставляемых услуг (100 процентов). мероприятиях МБДОУ (не менее 50 процентов от числа воспитанников группы). Доля родителей, принявших участие в техническом творчестве (не менее 3 мероприятий в год); Доля родителей, которые получили консультацию педагога-психолога (не менее 60 процентов от числа воспитанников группы). Условия и ресурсное обеспечение реализации проектов Программы Информационный ресурс. Информация по работе с социальными партнерами публикуется на официальном сайте МБДОУ. Ресурс повышения качества среды. Обновление развивающей предметнопространственной среды. Ожидаемые результаты Организовано сотрудничество Кадровый ресурс. Сотрудниками МБДОУ являются педагогические работники с опытом работы более 15 лет. Коллектив стабилен, 100 процентов педагогов имеют квалификационную категорию. Увеличение доли педагогов обладающих Информационный ресурс. Информирование родителей (законных представителей) происходит через педагогических работников, на стендах МБДОУ, официальном сайте. Проведены мероприятия для родителей по 19 Развитие индивидуальности МБДОУ с организациями, с педагогами и специалистами по обобщению и распространению собственного педагогического опыта по техническому творчеству детей дошкольного возраста знаниями в области развития технического творчества детей (увеличение на 30% в в соотношении с началом реализации программы развития); представлен опыт (методический, игровой, учебный и практический материалы) по развитию технического творчества детей на сайте ДОУ и в электронных сборниках. рост количества участников и призеров профессиональных конкурсов (фестивалей) (2 в год). действующая мастерская педагогов – наставников «Счастливая траектория». На сайте детского сада создана методическая копилка, 12 консультаций ежегодно 20 каждого ребенка, с учетом склонностей, интересов, уровня активности. Организация увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. формированию по привлечению к совместной деятельности по техническому творчеству Установлено взаимодействие и «обратная связь» с родителями посредством online проекта «Заботливые родители». На сайте детского сада создана методическая копилка для родителей, 11 консультаций ежегодно. 6. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПЕРЕХОДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В НОВОЕ СОСТОЯНИЕ. Выполнение цели Программы развития происходит в рамках реализации отдельных направлений (модулей) деятельности МБДОУ, каждое из которых предусматривает собой комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, направленных на решение проблем данной сферы образовательной деятельности. Решение поставленных задач будет реализовано через улучшение материально-технической базы МБДОУ и обеспечено путем проведения соответствующих мероприятий. Программа будет реализована на нескольких уровнях: 21 Мероприятия 1 Мероприятия Оценка о выполнении (в баллах) 3 балла – задача выполнена полностью Сроки 2 балла – задача выполнена частично Ответственны 1балл – задача на начальном этапе выполнения й 1 2 3 4 5 Ответственный Сроки 2021/22 2022/23 2023/24 Социальное партнерство 6 Примечание Анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства с учреждениями Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, Свердловской области. Заведующий Зам. заведующего 20212024 2 3 3 отметка о выполнении да/нет/частично Заключение / пролонгация договоров о сотрудничестве. Заведующий Зам. заведующего 20212024 2 2 3 отметка о выполнении да/нет/частично Заведующий Зам. заведующего 20212024 2 3 3 отметка о выполнении да/нет/частично Заведующий Зам. заведующего 20212024 2 2 3 отметка о выполнении да/нет/частично Заведующий Зам. заведующего 20212024 2 2 3 отметка о выполнении да/нет/частично 3 отметка о выполнении да/нет/частично Разработка программ и проектов сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия. Обобщение опыта деятельности МБДОУ в системе сотрудничества с другими социальными институтами. Проведение мероприятий по поддержке естественно-научного, технического творчества воспитанников (выставки, конкурсы). Увеличение количества социальных партнеров и проведение совместных мероприятий (взаимодействие в музеем Военно-морского флота, музей кукол и детской книги Заведующий Зам. заведующего 2024 2 22 2 «Страна Чудес», исторический парк «Россия-моя история» Кадровый ресурс Разработка методического, организационного сопровождения реализации образовательных проектов Программы развития «Социальное партнерство», «Непрерывное и планомерное повышение квалификации руководящих и педагогических работников», «Взаимодействия с родителями (законных представителями) воспитанников», «Развивающая предметнопространственная среда» Мониторинг профессиональной компетентности для выявления актуального уровня и определения возможных индивидуальных путей совершенствования Разработка диагностических карт профессионального мастерства и определение личных потребностей сотрудников в обучении. Составление индивидуальных планов повышения квалификации работников МБДОУ Увеличение количества педагогов, повышающих свою квалификацию Участие в работе объединений педагогов разного уровня Зам. заведующего, Зам. заведующего 20212024 1 2 3 отметка о выполнении да/нет/частично 20212024 1 2 3 отметка о выполнении да/нет/частично отметка о выполнении да/нет/частично Зам. заведующего Все педагоги Зам. заведующего, воспитатели 20212024 1 2 3 20212024 1 2 3 20212024 1 2 3 23 отметка о выполнении да/нет/частично отметка о выполнении да/нет/частично Транслирование опыта работы, через участие в конкурсах Публикация работ педагогов в профессиональных изданиях и СМИ, сети Интернет Стимулирование педагогов к самообразованию, дистанционному обучению с использованием Интернет-ресурсов, созданию и общению в профессиональных сообществах, в т.ч. в сети Интернет Создание комфортных условий для выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей, проявления инициативы и творческих способностей. Комплексная оценка актуального состояния образовательного процесса в МБДОУ Экспертиза качества образовательного процесса в МБДОУ Оснащение групповых помещений физкультурно-оздоровительным оборудованием Пополнение и обновление технических средств обучения и воспитания Организация образовательного пространства в группе и на участке Все педагоги Зам. заведующего, отметка о выполнении да/нет/частично отметка о выполнении да/нет/частично 20212024 1 2 3 20212024 1 2 3 20212024 1 2 3 отметка о выполнении да/нет/частично 20212024 1 2 3 отметка о выполнении да/нет/частично Зам. заведующего, Заведующий Развивающая предметно-пространственная среда Заведующий, 2021Зам. 2 2 2024 заведующего Заведующий, 2021Зам. 2 2 2024 заведующего Заведующий 20211 2 2024 Заведующий Заведующий, воспитатели 3 3 3 20212024 1 2 3 20212024 1 2 3 24 отметка о выполнении да/нет/частично отметка о выполнении да/нет/частично отметка о выполнении да/нет/частично отметка о выполнении да/нет/частично отметка о выполнении да/нет/частично Оснащение МБДОУ кабинетами Заведующий изобразительного искусства, 20211 2 робототехники (инженерная 2024 лаборатория) Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников Разработка и реализация оnlineВоспитатели проекта «Заботливые родители» для родителей (законных 2021представителей) воспитанников с 1 2 2024 целью осуществления взаимодействия и получения «обратной» связи. Проведение анкетирования Воспитатели родителей, направленного на трудности в воспитании своих детей 20213 3 и проблемы по организации работы 2024 детского сада (в начале учебного года и в конце Проведение исследований семей Заведующий, воспитанников для выявления: воспитатели уровня удовлетворенности родителей работой МБДОУ, 20213 3 основных ценностей семей, их 2024 образовательного уровня, социального и материального положения Выявление трудностей и проблем Заведующий, 2021для организации педагогической воспитатели 3 3 2024 работы с родителями Психолого-педагогическое Педагогсопровождение, консультирования психолог, 20213 3 родителей по вопросам развития и воспитатели 2024 образования детей раннего возраста Обеспечение обучения и реализация Заведующий, 20211 2 25 3 отметка о выполнении да/нет/частично 3 отметка о выполнении да/нет/частично 3 отметка о выполнении да/нет/частично 3 отметка о выполнении да/нет/частично 3 отметка о выполнении да/нет/частично 3 отметка о выполнении да/нет/частично 3 отметка о системы инновационных форм взаимодействия с родителями воспитатели выполнении да/нет/частично 2024 7. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Этап I этап январь - май 2021г. Диагностикопрогностический II этап сентябрь 2021 г. – август 2024 г. Организационнодеятельный Цель Способы достижения цели Анализ работы за предыдущий Анализ результативности работы МБДОУ по основным направлениям период (swot-анализ, МКДО), развития: мониторинг организационно – педагогических условий, созданных в завершающийся проблемным МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО, анализ результатов Мониторинга качества полем как результатом дошкольного образования, проведение swot-анализа. Разработка Программы деятельности МБДОУ детский развития. сад – присмотра и оздоровления Проведение Педагогического совета с целью определения проблем, целей, № 2. Определение цели и задач принципов и содержания деятельности для формирования концептуальных развития организации на путей развития МБДОУ. Утверждение документа на Педагогическом совете. следующий период. Реализация цели и задач Создание творческих групп по внедрению и реализации информационноПрограммы развития по коммуникационных технологий в образовательной деятельности. определившимся направлениям. Реализация компетентностного подхода к организации игрового образовательного пространства. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Направление педагогов на курсы повышения квалификации в соответствии с графиком. Организация деятельности педагогов МБДОУ по профессиональному саморазвитию с учетом требований профессионального стандарта «Педагог». Пролонгация договоров о научно-методическом сопровождении профессионального развития педагогов МБДОУ с АНО ДПО «Национальный исследовательский институт Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России», АНО УНТТМ "М-Лабс" (Уральская научно-техническая творческая мастерская "M_LABS"). Организация проведения семинаров-практикумов по внедрению инновационного опыта. 26 III этап сентябрь 2024 г. – декабрь 2024 г. Итоговорезультативный Оценка эффективности работы в период реализации Программы развития с целью разработки вектора развития МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 2 на последующие периоды его функционирования. Публикация статей с презентацией передового педагогического опыта. Организация системного взаимодействия с родителями и педагогами по вопросам успешного развития ребенка. Подготовка материалов по изучению результатов реализации Программы развития МБДОУ, оценка итоговых критериев реализации Программы развития. Анализ деятельности педагогического коллектива МБДОУ, участия педагогов в методических мероприятиях различного уровня. Подведение итогов реализации Программы развития. Подготовка аналитической справки. Определение направления развития учреждения на основании анализа реализации «Программы развития МБДОУ 2021-2024 г.г.». Создание творческой группы по разработке Программы развития на следующий период. Мониторинг эффективности реализации программы, анализ качественных и количественных изменений, произошедших в МБДОУ, трансляция передового опыта работы. 27 8. ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА. 28 9. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ № Наименование оборудования п/п Учебно-методические комплекты, 1. дидактические пособия Приобретение игрового и 2. развивающего оборудования Приобретение оборудования для 3. реализации проектов по конструированию и моделированию Приобретение оборудования для 4. реализации проектов естественнонаучной направленности Приобретение ноутбуков, мультимедийных проекторов, 5. офисной техники, обучающих программ Повышение квалификации 6. педагогических и управленческих кадров Приобретение комплекта "Электроника и программирование в 7. ДОУ (на базе микроконтроллера BBC MICROBIT)» Источник финансирования 2021г Сроки приобретения 2022г 2023г 2024г учебные средства 10 000,00 руб. 10 000,00 руб. 10 000,00 руб. 10 000,00 руб. учебные средства 25 000,00 руб. 15 000,00 руб. 25 000,00 руб. 25 000,00 руб. 10 000,00 руб. 10 000,00 руб. учебные средства учебные средства 10 000 руб. 10 000, 00 руб. учебные средства 10 000 руб. 30 000, 00 руб. бюджетные средства 20 000,00 руб. внебюджетные средства 30 000, 00 руб. 29 10 000, 00 руб. 30 000, 00руб. 30 000, 00 руб. 10. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. Система контроля и оценки эффективности выполнения Программы развития. Реализуемые задачи Критерии эффективности Развитие механизмов социального партнерства с учреждениями образования и науки с целью внедрения современных образовательных технологий. Обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации руководящих и педагогических работников МБДОУ Количество заключенных\пролонгированных договоров с образовательными организациями и предприятиями. % участия в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы (наличие статуса базовой площадки, наличие научно-методических публикаций). Количество организованных и проведённых семинаров, мастер-классов, конкурсов различного уровня. % внедрения современных образовательных технологий. % участия детей в конкурсах различного уровня. % участия педагогов в профессиональных конкурсах различного уровня. Количество открытых на сайте МБДОУ профессиональных страниц специалистов, педагогов. % педагогических работников, повысивших свой профессиональный уровень, владеющих современными информационно-коммуникационными технологиями и методиками и эффективно применяющих их в практической профессиональной деятельности. % увеличения доли педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию. Совершенствование % обеспечения возможности инклюзивного образования развивающей предметно- % доступности и безопасности среды пространственной среды % организация совместной деятельности детей и взрослых в МБДОУ, способствующей самореализации ребенка % организация двигательной активности в разных видах деятельности. 30 Индикаторы достижения % 2021-2022 2022-2023 2023-2024 Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к информированному участию в образовательной деятельности МБДОУ % включенности родителей в деятельность МБДОУ. % родителей, проявляющих активность, партнёрскую позиции в управлении, оценке процессов и результатов деятельности в МБДОУ. % родителей, удовлетворённых информационной открытостью, безопасностью, доступностью, комфортностью образовательной среды МБДОУ, компетентностью педагогов. % родителей (законных представителей), удовлетворенных качеством предоставляемых услуг. 31 1