Составитель: Сивкова Ольга Алексеевна – педагог дополнительного образования, хореограф. Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому направлению «Ритмы детства» направлена на всестороннее развитие личности дошкольника средствами хореографии, на раскрытие и развитие природных задатков и творческого потенциала в процессе обучения искусству хореографии. Екатеринбург, МБДОУ – детский сад присмотра и оздоровления № 2 – 2020 г. 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты. 3. Учебный план. 4. Годовой календарно - учебный (образовательный) график 5. Рабочие программы учебных модулей. 6. Оценочные материалы. 7. Методические материалы. 8. Материально – методическое обеспечение. 3 1. Пояснительная записка Своевременная забота о здоровье гарантирует правильное развитие организма, хорошую осанку и координацию движений. Нарушения опорно-двигательного аппарата в настоящее время широко распространены в среде дошкольников. Нарушения осанки оказывают неблагоприятное воздействие на все органы и ткани и, что очень важно, отрицательно влияют на успеваемость, т.к. нарушается питание клеток мозга. Поэтому занятия хореографией очень полезны и положительно влияют на укрепление опорно-двигательного аппарата, мышечного корсета, способствующего стабилизации позвоночника, через выработку достаточной силы и выносливости мышц туловища. На занятиях хореографии широко используются физические упражнения через игровые приемы, подвижные игры, ритмическая гимнастика. Систематические занятия хореографией повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы занимающихся. Упражнения по хореографии являются эффективным средством развития координации движений, быстроты двигательных действий, мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он открывает для ребенка богатый мир добра, света, красоты, учит творческой деятельности. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у дошкольников способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца - музыки, движения и игры. Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети учатся чувствовать себя более раскрепощенными, могут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение. Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому направлению «Ритмы детства» рассчитана на детей дошкольного возраста (на 7 месяцев – октябрь – апрель) и включает в себя: ритмические упражнения, с помощью которых ребенок начинает правильно слышать ритм, в дальнейшем развивается у ребенка чувство ритма и умение двигаться под музыку; 4 разминочные упражнения, на которых ребенок учится «разогревать» свои мышцы и готовится к более сложным танцевальным упражнениям, а также держать правильную осанку; упражнения на пластику и фантазию, с помощью которых, развивается воображение ребенка, а также ребенок учится импровизировать под музыку; гимнастика (стретчинг), упражнения на растяжку, гибкость. Благодаря стретчингу, увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность; хореографические упражнения раскроют представления о классическом танце, разучиваются простейшие танцевальные элементы и композиции. Дети научатся работать во взаимодействии друг с другом, понимать и чувствовать партнера. 1.1 Цель и задачи реализации Программы Цель программы: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами хореографии, а также раскрытие и развитие природных задатков и творческого потенциала в процессе обучения искусству хореографии. Задачи реализации программы: Первый год обучения (3-4 года) 1. Воспитывать у детей умение слушать музыку. 2.Учить воспринимать и оценивать музыку. 3.Развивать умение организовать свои действия под музыку. 4. Научить детей ориентироваться в пространстве. 5. Готовить к концертной деятельности. Второй год обучения (4-5 лет) 1. Закрепить знания, навыки, полученные на первом году обучения. 2.Развивать координацию движений. 3.Развивать зрительную и слуховую память. 4.Подготовить детей к исполнению более сложных элементов. Третий - четвертый год обучения (5-7 лет) 1.Познакомить детей с историей рождения танца, жанрами танцевального искусства. 2.Уметь анализировать музыкальное произведение, двигаться в соответствии с музыкой. 3. Подготовить двигательный аппарат к сценическим сложностям. 4. Развивать природные данные детей. 5. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве. 6. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах. 7. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы. 1.2 Принципы и подходы к формированию Программы Ведущие педагогические идеи, ценности, принципы обучения и воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы, – это: 5 1. Личностно-ориентированный подход. Принцип предполагает помощь педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов. 2. Принцип преемственности. После изучения элементарных движений танца задания осторожно усложняются. Освоение последующих заданий гораздо легче на основе предыдущих. 3. Принцип систематичности и последовательности в практическом овладении. Соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком танцевальных движений. Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы: 1. Принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику; 2. Принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы; 3. Принцип обучения владению культурой движения: гибкость, пластичность. Для реализации Программы используются следующие методы обучения и воспитания. Наглядные: объяснительно-иллюстративные; личный показ; наблюдение. Практические: упражнения, этюды, игры; создание «ситуации успеха». Словесные: объяснение; рассказ; беседа. Осмысление, переживание и воспроизведение художественного образа активизирует процесс творческого, духовного развития. Поэтому при организации учебной деятельности важный аспект – опора на эмоциональную сферу: увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность, занимательность и т.п.); вызов удивления, восхищения; вызов заинтересованности в изучении языка танца; эстетическое оформление зала; стимулирование положительных переживаний, связанных с передачей художественных образов посредством танцевальных движений; использование игр и игровых приемов; Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагогаруководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает 6 стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в обучении детей. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве. Каждый педагог, в зависимости от степени владения теми или иными методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на детей. Чаще всего это метод убеждения. Этот метод используется не от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод убеждения требует от педагога огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Дети порой не сразу понимают педагога. Это бывает от неумения ребенка слушать и слышать, что от него требуется. Это качество характера воспитывается постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому хореографу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании этого метода. У начинающих детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. Целесообразно на начальном этапе работы применить элементарные знания детей, делая для них небольшую постановочную работу на несложных танцевальных элементах. Это придает стимул детям в учебно-тренировочной работе, приучает их к сценическому поведению, к ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляют радость детям. И, наоборот, отсутствие радостной творческой работы делает ее бессистемной, бесперспективной. Не надо ставить перед детьми таких целей, достижение которых требует больших возможностей, чем те, которыми они обладают. 7 2. Планируемые результаты Первый год обучения. Воспитанники знают назначение музыкального зала и правила поведения в нём. Умеют ориентироваться в зале, строиться в прямую линию, круг. Умеют выполнять некоторые движения из азбуки классического танца, ритмичные танцы и комплексы упражнений под музыку. Овладевают навыками ритмичной ходьбы. Умеют хлопать и топать в такт музыки. Умеют в музыкально - подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений), подражать и отражать в движениях бытовые действия людей. Второй год обучения. Воспитанники знают о назначении отдельных упражнений танцевальноритмической гимнастики, знают основные положения рук и ног (позиции) в классическом танце. Умеют выполнять народные и ритмичные танцы, а также комплексы упражнений под музыку. Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать простейший ритмический рисунок. Третий год обучения. Воспитанники знают правила безопасности при занятиях хореографическими упражнениями без предметов и с предметами. Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении (весёлый, лирический, грустный, героический и т. д.). Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять классические и народные танцы, а также элементы хореографии под музыку. Четвёртый год обучения. Воспитанники могут хорошо ориентироваться в зале во время занятий и выступлений, умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, классические и народные танцы, а также двигательные задания по партерной гимнастике и ритмике. 8 3. Учебный план Учебный план отвечает требованиям СанПиН, гигиеническим требованиям к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. Учебный год начинается 01октября . и длится до 30 апреля – всего 28 недель активной образовательной деятельности в организованных формах. Диагностика проводится: - с 01.10 по 03.10 во всех возрастных группах. В учебном плане допускаются изменения в соответствии с установленными правительством РФ праздничными днями. ИТОГО Кол-во учебных часов в неделю Четвертый год обучения (6-7 лет) Кол-во учебных часов в неделю Кол-во учебных часов в неделю Третий год обучения (5-6 лет) 1 56 2 56 2 56 2 196 7 28 1 56 2 56 2 56 2 196 7 3.Танцевальная мозаика 28 1 56 2 56 2 56 2 196 7 9 Кол-во часов в год 28 Кол-во часов в год 1. Музыкальная грамота 2. Игровая ритмика Кол-во часов в год Кол-во часов в год Кол-во учебных часов в неделю Второй год обучения (4-5 лет) Количество учебных часов в неделю Первый год обучения (3-4 года) Кол-во занятий в год Модули 4. Годовой календарно - учебный (образовательный) график на 2015 (октябрь) – 2016 г. (апрель) Модуль 1 Характер музыкального произведения Темпы музыкальных произведений медленный, умеренный). (быстрый, Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно). Ритмический рисунок. Модуль 2 Шаги Постановка корпуса Танцевальные положения рук Модуль 3 Изучение рисунка различных танцев 10 апрель март февраль январь декабрь ноябрь октябрь апрель Четвертый год обучения (6-7 лет) март февраль январь декабрь ноябрь октябрь апрель Третий год обучения (5-6 лет) март ноябрь октябрь апрель март февраль Тема февраль Второй год обучения (4-5 лет) январь Первый год обучения (3-4 года) декабрь Модуль январь декабрь ноябрь октябрь Календарный график разработан в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); Уставом МБДОУ - детский сад присмотра и оздоровления № 2. Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные и психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. 5. Рабочие программы учебных модулей Модуль 1. Музыкальная грамота Составитель: Сивкова Ольга Алексеевна. Тематическое планирование деятельности детей 3-4 лет Задачи Содержание 1.Воспитывать у детей умение слушать музыку. 2.Учить воспринимать и оценивать музыку. 3.Развивать умение организовать свои действия под музыку. 1. Характер музыкального произведения. - Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная). - Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную. - Создание заданного образа: кукла новая, кукла заболела; воробей весело перелетает с ветки на ветку, раненый воробей. - Игра «Жуки и бабочки». 2. Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный). - Слушая музыку, определить ее темп (устно). - Игра «Зайцы и охотник». - Творческое задание: изобразить черепаху, мышку. - Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами. 3. Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно). - Слушая музыку, определить динамические оттенки (устно). - Творческое задание: изобразить хлопками дождь стучит по крышам (громко); дождь моросит (тихо). - Игра «Тихо и громко». 4. Ритмический рисунок. - Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка. - Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам. - Строение музыкального произведения (вступление, часть). Учить детей менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения Игра «Ку-чи-чи». На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления. 11 Тематическое планирование деятельности детей на второй, третий, четвертый год обучения 4-7 лет Задачи Содержание 1.Воспитывать у детей умение слушать музыку. 2.Учить воспринимать и оценивать музыку. 3.Развивать умение организовать свои действия под музыку. 1. Характер музыкального произведения. - Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная). - Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную. - Создание заданного образа: кукла новая, кукла заболела; воробей весело перелетает с ветки на ветку, раненый воробей. - Игра «Жуки и бабочки». 2.Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный). - Слушая музыку, определить ее темп (устно). - Игра «Зайцы и охотник». - Творческое задание: изобразить черепаху, мышку. - Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами. 3. Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно). - Слушая музыку, определить динамические оттенки (устно). - Творческое задание: изобразить хлопками дождь стучит по крышам (громко); дождь моросит (тихо). - Игра «Тихо и громко». 4. Ритмический рисунок. - Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка. - Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам. - Строение музыкального произведения (вступление, часть). Учить детей менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения Игра «Ку-чи-чи». На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления. 12 Модуль 2. Игровая ритмика Составитель: Сивкова Ольга Алексеевна Тематическое планирование деятельности детей 3-4 лет Задачи 1.Развивать 1. мускулатуру ног, рук, спины. 2.Формировать правильную осанку и координацию движений. 3.Подготовить 2. детей к изучению3. более сложных элементов, этюдов, танцев. Содержание Шаги: бытовой, танцевальный легкий шаг с носка, на полупальцах, легкий бег, шаг с подскоком, боковой подскок – галоп, бег легкий с оттягиванием носков; Постановка корпуса Танцевальные положения рук: на поясе, за юбочку, за спиной, на поясе в кулачках. 13 Тематическое планирование деятельности детей на второй, третий, четвертый год обучения 4-7 лет Задачи Задачи: 1. Развивать внимание, память, координацию движений. 3.Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов 4. Развивать мускулатуру ног, рук, спины. 5. Формировать правильную осанку и координацию движений. 6. Подготовить детей к изучению более сложных элементов. Содержание 1. Шаги: - танцевальный шаг с носка, - марш, - на полупальцах, - подскоки, - галоп, - шаг польки. 2. Постановка корпуса - мелкий на полупальцах, - с высоко поднятыми коленями, - с откидыванием ног назад. Экзерсис у станка: - постановка корпуса (ноги в свободном положении); - понятия рабочая нога и опорная нога; - позиции ног (I-я, II-я, III-я, при относительной выворотности ног); - постановка корпуса в I – II – III позиции; - demi - plie в I – II – III позиции; - battement tendu во всех направлениях (I-я позиция); - releve на полупальцы (в невыворотных позициях); - перегиб корпуса вперед и в сторону. Экзерсис на середине зала: - точки зала (по методике А.Я.Вагановой); - положение en face; - позиции рук: подготовительная, I-я, II-я, III-я; - перевод рук из позиции в позицию (рort de bras – I форма); - повороты головы на 1/2; 1/4. 3. Танцевальные положения рук • на поясе, • за юбочку, • за спиной, • на поясе в кулачках. 14 Модуль 3. Танцевальная мозаика Составитель: Сивкова Ольга Алексеевна Тематическое планирование деятельности детей 3-4 лет Задачи Задачи: 1. Научить детей ориентироваться в пространстве. 2. Научить детей держать равнение в рисунке и соблюдать интервалы. 3. Развивать координацию движений. 4. Подготовить детей к исполнению более сложных элементов. Содержание Изучение рисунка танца 1. Рисунок танца «Круг»: движения по линии танца. Игра «Часы»; движение в круг, из круга. Игра «Надувала кошка шар». 2. Рисунок танца «Линия». 3. Рисунок танца «Колонна». 4. Рисунок танца «Змейка»: 5. Рисунок танца «Спираль» 15 Тематическое планирование деятельности детей на второй, третий, четвертый год обучения 4-7 лет Задачи Содержание Задачи: 1. Познакомить детей с историей русского танца, его особенностями, формами. 2.Рассказать об отличительных особенностях характера, манер исполнения. 3. Научить основам русского танца. Изучение рисунка танца 1. Изучение основ танца «Русский танец»; Постановка корпуса Изучение основ русского народного танца: - работа рук в русском танце; - навыки работы с платочком; - русский поклон; - развитие подвижности стоп на основе элементов «елочка», «гармошка», ковырялочка; - ходы: - простой, на полупальцах, - боковой, приставной, - боковой ход «припадание» по VI позиции, - беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад. - подготовка к «дробям»: - притопы, - удары полупальцами («молоточки») - удары каблуком; - хлопки и хлопушки для мальчиков: - одинарные по бедру и голенищу. Экзерсис у станка (лицом к палке): - demi-plie (плавное) по невыворотным позициям, - battement tendu с переходом ноги с носка на каблук, - каблучные упражнения – вынесение рабочей ноги на каблук во все направления. 2. Изучение основ танца «Полька»: - подскоки, шаг польки, галоп; - комбинирование изученных элементов; - положения в паре: «лодочка», руки «крест- накрест», мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки мальчику на плечи. 3. Изучение основ танца «Вальс»: - основные элементы: «качели», «квадрат», «вальсовая дорожка», «перемена»; - работа в паре: положение рук в паре, вращение «звездочка»; простые танцевальные комбинации. 4. Рисунок танца «Колонна», «Линия»: - перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний план, передний план); - перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих). Понятие «Диагональ»: - перестроение из круга в диагональ; Задачи: 1. Познакомить детей с историей бального танца. 2. Научить основам танца «Полька». 3. Разучить основные элементы танца «Вальс». Задачи: 1. Научить детей самостоятельно двигаться под музыку. 2. Подготовить к 16 показательным выступлениям. - перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельно указав ведущих). 5. Рисунок танца «Спираль». Игра «Клубок ниток». 6. Рисунок танца «Змейка»: горизонтальная; вертикальная. 7. Рисунок танца «Воротца»: Русский танец «Воротца». Игра – танец «Бесконечный». 17 6. Оценочные материалы. Педагогический мониторинг по программе направлен на исследование и фиксацию хореографических способностей каждого ребенка, динамику его личностного развития. План диагностики: • Наблюдение за развитием хореографических способностей воспитанников и фиксирование достигаемых результатов. • Обобщение результатов. • Анализ и оценка достигаемых результатов. Объектом мониторинга являются хореографические способности. Формы проведения диагностики – тестирование, наблюдение, беседа с учащимися и их родителями, открытое занятие, концертно-конкурсные выступления учащихся. Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного и итогового контроля. Первичный контроль проводится в октябре. Его цель – определение уровня или степени творческих способностей детей в начале цикла обучения. В ходе проведения диагностики определяется: • уровень подготовленности детей для данного вида деятельности; • формы и методы работы с данными детьми. Итоговая диагностика проводится в апреле. Цель – определение уровня подготовки и уровня развития хореографических способностей детей в конце цикла обучения. Форма оценки результата воспитанника очень важна: должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки. Главное – побудить воспитанника к сознательному самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития. Критерии определения уровня усвоения программы. A. С трудом повторяет танцевальные движения после показа педагога, хотя присутствует желание воспроизводить движения также хорошо. Навыков выразительности нет. Б. Выполняет танцевальные движения хорошо, владеет навыками эмоционально-выразительного исполнения. В. Имеет творческое воображение, импровизирует, танцевальные движения эмоционально окрашены, имеет навыки актёрской выразительности. Сразу может повторить после показа педагога. Карта определения уровня освоения программы заполняется на каждую группу 3 раза в год карандашами разных цветов. № Ф.И. воспитанника Уровни усвоения программы А Б В 1. 2. 3. Данная диагностика также позволяет отметить рост психологического и творческого развития детей (независимо от первичного уровня подготовки). У воспитанников формируется адекватная оценка собственных достижений, появляется стремление к совершенствованию и видению перспективы. 7. Методические материалы. 1. Базовое учебное пособие. 2. Наглядные пособия по музыке, музыкальные произведения на электронных носителях. 3. Авторские разработки занятий. 4. Календарно-тематический план. 8. Материально – методическое обеспечение Занятия проводятся в свободном для перемещения музыкальнотанцевальном зале. Для проведения занятий необходимо следующее материально-техническое оснащение: сюжетные игрушки, мячи, ленты, музыкальный центр, гимнастические коврики, театральные маски зверей в виде шапочек для развития актерского мастерства, костюмы для танцев. Перечень методических пособий для реализации программы 1. Андреева Ю. Танцетерапия. – СПб.: «Издательство «Диля», 2005.- 256 с. 2. Барабаш Л.Н. Хореография для самых маленьких. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2002. – 108 с. 3. Барышникова Т. К. Азбука хореографии. - М.: Айрис – пресс, 2000 г., 266 с. 4. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — СПб.: ЛОИРО, 2000 г. - 220 с. 5. Детские образные танцы: Учебно – методическое пособие/ ГОУ ДОД Областной центр художественного творчества учащихся «Росток»; сост. Е.А.Пинаева. – Пермь, 2005. – 36 с. 6. Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду.- М.: Айрис-Пресс, 2008. - 112 с. 7. Каплунова И., Новоскольцева И. Топ, топ, каблучок. Танцы в детском саду. Выпуск 1, 2. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений с аудиоприложением на CD (комплект).- Спб.: «Композитор», 2000. 8. Суворова Т.И., Фоломеева Н.М. Танцевальная ритмика для детей 6. - СПб.: «Музыкальная палитра» , 2012. – 200 с. 9. Усова О. В. Театр Танца для детей 3-6 лет. Авторская программа. – Екатеринбург, 2001. – с 53. 19