ДОО Акварелька

Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
1.4. Возрастные особенности обучающихся
1.5. Планируемые результаты реализации программы
1.6. Педагогический мониторинг (диагностика)
2. Содержательный раздел
2. 1.Учебный план образовательной деятельности с детьми 5-7 лет
3. Организационный раздел
3.1.Организационно-педагогические условия реализации программы
3.2. Материально-техническое обеспечение
3.3 Дидактическое и методическое обеспечение (учебно-методический
комплект)
4.Источники

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребёнка видеть
в красоте окружающего мира (природе, искусстве, человеческих
отношениях) духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого
утверждать прекрасное в самом себе. В.А. Сухомлинский
Программа предназначена для детей дошкольного возраста, направлена
на развитие интереса к искусству, приобщение детей к художественному
творчеству. Содержание программы расширяет знания, учащихся о видах и
жанрах изобразительного искусства формирует у ребенка качества,
отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте, о
культурной полноценности в восприятии мира.
Искусство способно уравновесить умственную перегруженность,
«отвести от агрессивных способов поведения». Эстетическое воспитание
детей средствами изобразительного искусства предполагает нравственное
совершенствование личности ребенка, является эффективным средством
умственного и общего развития, средством формирования его духовного
мира.
Рабочая программа педагога дополнительного образования по
изодеятельности
разработана
в
соответствии
с
федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
Составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020
года, распоряжение 4 Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 года №1008 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 года №06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09
ноября 2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
15 мая 2013г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы в дошкольных организациях».
Рабочая программа составлена на основе:
- «Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста» Р.Т. Казакова,
Москва, «Творческий центр» 2005г.
- «Гармония–интегрированная программа интеллектуально- художественного
развития личности дошкольника» Санкт-Петербург, 1995г.
- «Росток» программа – пособие А.В. Шестакова, Челябинск, 1996 г.
- Программа эстетического воспитания дошкольников «Красота, радость,
творчество» Т.С.Комарова, Антонова, Зацепина, Москва, 2005г.
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 –
7 лет «Цветные ладошки». Лыкова И. А. М.: Карапуз – Дидактика, 2006.
Программа направлена на формирование навыков культуры трудовой
деятельности и развитию творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста и подготовительной группы (5 – 7 лет). Для
реализации программы имеется:
 изостудия, столы и стулья, для проведения занятий;
 материалы и инструменты для художественной деятельности;
 наглядные пособия;
 методическая литература.
Во время педагогического процесса соблюдаются санитарногигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья
дошкольников в рамках дополнительного образования.
Актуальность программы обусловлена тем, что желание творить –
внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и
отличается чрезвычайной искренностью. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития
личности в целом. В процессе рисования происходит живая работа мысли,
развиваются
образные
представления
и
художественный
вкус,
наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции
руки и глазомер.
Отличительные особенности данной образовательной программы
заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого
комплекса различного дополнительного материала по изобразительному
искусству. Каждое занятие направлено на овладение основами
изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной,
познавательной и творческой работе.
Новизна
и
оригинальность
программы
заключается
в
целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам

художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего
развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций
как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают
возможными
усложнения
всех
видов
деятельности
(игровой,
художественной, познавательной, учебной).
Объем программы – 36 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Программа адресована детям
от 5 до 7 лет. Для обучения принимаются все желающие.
Организационные формы обучения. Занятия проводятся по группам.
Группы формируются из обучающихся одного возраста. Состав группы
обучающихся – постоянный. Форма обучения очная.
Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 30
мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество
часов в неделю – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
1.2. Цель и задачи
Цель: Формирование художественно-творческих способностей детей
через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности,
развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и
воображения.
Раскрытие
индивидуальности
каждого
ребенка,
способствование формированию и развитию нравственных, эстетических, а
также волевых качеств.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам
изображения с использованием различных материалов;
- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью,
графикой);
- формировать умение оценивать созданные изображения;
- вызвать интерес детей к изобразительной деятельности.
Развивающие:
- развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать
потребность в самоутверждении;
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций;
- обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать
сочетание цветов;
- развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- способствовать умению детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в
искусстве, радоваться красоте природы, произведений искусства;

- обеспечивать условия для формирования у детей готовности завершать
начатую работу, исправлять неточности, оценивать свою работу;
- воспитывать эстетический вкус у детей.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации
программы
1. Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать
уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития,
использовать вариативность компьютерных программ согласно этим
знаниям.
2. Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и
воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе НОД не только
даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества,
формируются
нормы
общения
(сотрудничество,
сотворчество,
сопереживание, сорадость).
3. Принцип систематичности и последовательности обучения.
Устанавливать взаимосвязи. Взаимозависимости между полученными
знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от
конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам
с новых позиций.
4. Принцип доступности. Содержание знаний, методы их сообщения
должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам
детей.
5. Принцип индивидуализации. Подходить к каждому ребенку как к
личности, темп, уровень сложности определять строго для каждого ребенка.
6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и
их реализации. Ведущую роль в обучении играет педагог, в роли советчика
может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения знаний может
становиться в позицию ученика, учителя.
7. Принцип связи с жизнью. Устанавливать взаимосвязи процессов,
находить аналогии в реальной жизни, окружающей среде, в существующих
отношениях вещей и материи.
Основополагающими подходами к построению образовательной
деятельности в рамках программы стали:
Личностно-ориентированный, обеспечивающий приобщение детей к
общечеловеческим ценностям, открытое образовательное пространство
детского сада, осуществление психолого-педагогическое сопровождения
ребенка и семьи в образовательном процессе;
Системно-деятельностный подход, предусматривающий организацию
целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем
контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие

позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели,
содержание, операционно- деятельностный компонент, предполагаемый
результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей
воспитательного
процесса;
виды
деятельности
(нравственная,
познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и
их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные
особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и
другие вопросы;
Гуманитарный подход,
ориентированный на обращение к
потребностям ребенка и высшие общечеловеческие понятия - любовь к
близким, к родному городу, к Отечеству;
Средовой подход, предусматривающий использование возможностей
внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и
развитии личности ребенка.
Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы
необходимо опираться на педагогические принципы:
- наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ,
имитация движений;
- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к
неизвестному;
- систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением
количества упражнений, усложнением способов их выполнения;
- индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка;
- увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе;
- сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
методы:
объяснительно-иллюстративный
(демонстрация
репродукций,
иллюстраций);
- репродуктивный (работа по образцам);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- творческий (творческие задания, эскизы, проекты);
- исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов);
- метод стимулирования и мотивации интереса;
- метод контроля и самоконтроля.

1.4. Возрастные особенности обучающихся
Возраст
5-6 лет

6-7 лет

Возрастные особенности
В продуктивной деятельности дети могут изобразить
задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие
мелкой моторики влияет на совершенствование техники
художественного творчества. Могут проводит узкие и
широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца,
дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску
на палитре для получения светлых, темных тонов и новых
оттенков, разбеливать основной тон для получения более
светлого оттенка, накладывать одну краску на другую.
Совершенствуются и развиваются практические навыки
работы с ножницами: дети могут вырезать круги из
прямоугольников, преобразовывать одни геометрические
фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников,
прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие
прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения
разных предметов или декоративные композиции.
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят
изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели,
преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла,
который теперь становится опережающим. Способны
изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные
изображения становятся похожи на реальный предмет,
узнаваемы и включают множество деталей. Это не только
изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и
иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и
усложняется техника рисования. Дети могут передавать
характерные признаки предмета: очертания формы,
пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые
тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью по
«сырому» и «сухому»), использовать способы различного
наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи
настроения, состояния, отношения к изображаемому или
выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы
декоративного украшения. В аппликации осваивают приемы
вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги
сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство
цвета при выборе бумаги разных оттенков. Используя в
аппликации природный материал, дошкольники создают
фигурки
людей,
животных,
героев
литературных
произведений. Наиболее важным достижением детей в данной
образовательной области является овладение композицией 10

(фризовой,
линейной,
центральной)
с
Учетом
пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и
собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные
сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
Проявляют интерес к коллективным работам и могут
договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все
еще нужна. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но
и может выступать как релятивный (все можно всем);
складывающийся в предшествующий период развития
условный план действия воплощается в элементах образного
мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного
воображения; формируются основы символической функции
сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные
способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя
на место другого человека: смотреть на происходящее с
позиций других и понимать мотивы их действий;
самостоятельно строить образ
будущего результата
продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего
возраста, который способен лишь к элементарному
различению таких сфер действительности, как природный и
рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу
дошкольного возраста формируются представления о
различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка
и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для
успешного перехода на следующую ступень образования.
1.5. Планируемые результаты реализации программы
Целевые ориентиры дошкольного образования, сформулированные в
ФГОС ДО. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность
развития
ребенка,
высокий
разброс
вариантов
его
развития,
непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка
дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов
обусловливает необходимость определения результатов программы в виде
целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования,
представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социальнонормативные возрастные характеристики достижений ребенка. Это ориентир
для педагогов и обозначающий направленность воспитательной деятельности
взрослых. Таким образом, целевые ориентиры программы базируются на
ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к
программе. Анализ деятельности по художественно-эстетическому
направлению предполагает оценку заинтересованности детей в восприятии 8
произведений изобразительного искусства. Анализ детских творческих работ
осуществляется в соответствии с возрастными возможностями детей,

учитывается выразительность детского рисунка и лепки, под которой мы
понимаем следующее:
✓ способность рисовать, вырезать и лепить по замыслу;
✓ умение передавать личное отношение к объекту изображения;
✓ умение подчинить средства, способы изображения собственному
замыслу, поставленной изобразительной задаче;
✓ отсутствие изобразительных штампов.
Анализ художественно-эстетической деятельности детей не является
самоцелью. Он необходим для констатации исходного уровня их развития,
поквартальное сопоставление с которым позволит более полно фиксировать
дальнейшее продвижение каждого ребенка. важнейшим показателем
эффективности проведенной работы являются изменения в поведении детей.
Если неуверенный в себе ребенок и замкнутый ребенок становится веселым и
инициативным, с удовольствием рисует и лепит, доводит начатую работу до
конца и выражает продемонстрировать ее другим людям (сотрудникам
детского сада, родным и близким), значит цель достигнута. Перечень важных
проявлений поведения ребенка, специфичных каждой возрастной группы,
которые показывают ход его художественно-эстетического развития.
1. Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической
деятельности;
2. Умение находить новые способы для художественного изображения;
3. Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности.
Для определения уровня развития используются контрольные занятия в
начале и в конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа
продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на
основе которых корректируется тематический план программы.
Результаты
творчества
кружка
художественного
творчества
«Акварелька» будут представлены систематическими выставками, участием
детей в конкурсах разного уровня, оформлении работами интерьера детского
сада и дома.

1.6. Педагогический мониторинг (диагностика)
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного
возраста
Разделы
Уровни развития
Средний
Высокий
Техника
Дети
знакомы
с Самостоятельно
используют
работы
с необходимыми
нетрадиционные материалы и
материалами навыками
инструменты. Владеют навыками
нетрадиционной
нетрадиционной
техники
техники рисования и рисования и применяют их.
умеют
использовать Оперируют
предметными
нетрадиционные
терминами.
материалы
и
инструменты, но им
нужна незначительная
помощь.
Предметное
Передают
общие, Умеет передавать несложный
и сюжетное типичные, характерные сюжет, объединяя в рисунке
изображение признаки объектов и несколько предметов, располагая
явлений.
Пользуются их на листе в соответствии с
средствами
содержание
сюжета.
Умело
выразительности.
передает расположение частей
Обладает
наглядно- при
рисовании
сложных
образным мышлением. предметов и соотносит их по
При
использовании величине. Применяет все знания
навыков
в самостоятельной творческой
нетрадиционной
деятельности.
Развито
техники
рисования художественное восприятие и
результат
получается воображение.
При
недостаточно
использовании
навыков
качественным.
нетрадиционной
техники
рисования результат получается
качественным.
Проявляют
самостоятельность, инициативу
и творчество.
Декоративная Различают
виды Умело применяют полученные
деятельность декоративного
знания
о
декоративном
искусства.
Умеют искусстве. Украшают силуэты
украшать
предметы игрушек
элементами
простейшими
дымковской и филимоновской
орнаментами и узорами росписи
с
помощью
с
использованием нетрадиционных материалов с
нетрадиционной
применением
нетрадиционной
техники рисования.
техники
рисования.
Умеют

украшать объемные предметы
различными приемами.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года
(первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).
Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф.И. ребенка

Техника
работы с
материалами
с
м
С
В
В
В

Предметное и
сюжетное
изображение
с
м
С
В
С
В

Декоративная
деятельность
с
С
В

м
В
В

В диагностической таблице используется следующее обозначение:
высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н. На основе полученных данных
делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые
стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата,
формы и способы устранения недостатков.

2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план образовательной деятельности с детьми 5-7 лет

Название
курса

Кол-во
занятий в
неделю

Кол-во
занятий в
месяц

Кол-во
занятий в
год

Длительность
занятий, мин.

«Акварелька»

1

4

36

25 - 30

Название раздела, темы
1.
«Золотая осень»

«В осеннем лесу»
(пейзаж с
грибами, ежами,
птицами)

«Подсолнух»

«Листья и
веточки».
Рисование с
натуры.

СЕНТЯБРЬ
Цель: закреплять
умение рисовать осенние деревья;
Задачи: учить детей обобщать в
изображениях результаты своих
наблюдений за изменениями в природе
и социальной жизнью. Учить детей
использовать разнообразные цвета
(красный, желтый, зеленый,
оранжевый) в изображениях предметов
и явлений окружающей природы.
«Красивые листочки» - освоение
художественной техники печатания
(гуашь)
Цель: продолжить знакомить
дошкольников с изменениями,
происходящими в природе весной.
Учить рисовать весенний пейзаж,
используя технику рисования методом
«тычка» с использованием восковой
свечи (восковая свеча, акварель, гуашь)
Цель: продолжать знакомить с
книжной графикой на примере
иллюстраций.
Практика: Рисование разными
способами (обводка, примакивания,
тамповка) гуашь, пластилин, семя
подсолнуха.
Цель: Формировать умение отражать
в рисунке представления детей о
сезонных изменениях в природе.
Задачи: Учить передавать

Количество
часов
4 часа
1

1

1

1

в рисунке реальную форму и цвет;
соблюдать пропорции изображаемого.
Закреплять умение правильно
располагать
изображение с натуры на листе бумаги.
2.
ОКТЯБРЬ
Цель: знакомство с техникой
«Ёжик»
нетрадиционного рисования (вилками).
рисование
Задачи: расширять знания детей о
ежах (внешний вид, образ).
Рисование «Ёжик» - методом
примакивания с использованием
пластиковой вилки, гуашь.
Цель: систематизировать и расширить
«Совушка на
ветке». Рисование представления детей о птицах.
Практика: рисование методом «тычка»
аппликация
с использованием мятой бумаги.
Цель: продолжать знакомить с
«Цветы»
книжной графикой на примере
Рисование
иллюстраций.
Практика: Рисование разными
способами (примакивания,
штамповка), использование втулки,
гуашь.
Цель: рассматривание иллюстраций по
Монотопия
темам «Фрукты», «Насекомые».
(фрукты,
Практика: техника отпечаток рисунка,
бабочка)
с использованием кисти, гуашь.
3.
НОЯБРЬ
Цель: учить детей создавать образ
«Аквариум»
рыбки, передавать в рисунке ее форму,
рисование
части тела.
Практика:
Использовать
приемы рисования разными
материалами: акварелью «по
мокрому», приклеивать «крекеррыбки», аккуратно закрашивать
изображение, не выходя за контур.
Цель: Развивать воображение детей,
«Барашек»
способность представлять конечный
Аппликация
результат своего труда и воспитывать
аккуратность в продуктивной
деятельности.

4 часа
1

1

1

1
4 часа

1

1

Задачи: формировать умение детей
создавать на картоне
композицию из макаронных изделий
Цель: Развитие у детей познавательной
«Мороженое»
активности, любознательности,
Рисование
стремление к самостоятельному
аппликация
выполнению аппликации.
Задачи: Закрепить умение детей
наклеивать подготовленные детали,
располагать шарики в верхней части
креманки разного размера,
использовать цветные бумажные
салфетки.
Рисование лисы Цель: Учить рисовать лису с помощью
сухой кисти по контуру и внутри
контура
Задачи: Формировать
умение рисовать гуашью, используя
тычок; умение наносить рисунок по
всей поверхности; передавать
в рисунке особенности внешнего
вида лисы.
4.
ДЕКАБРЬ
Цель:
выполнение
аппликации
Аппликация
из бумаги в технике «обрывания».
«Снеговик»
Задачи: закреплять умение работать
(техника
с бумагой; научить выполнять работу в
«обрывания»)
технике
обрывной
аппликации;
развивать творческие способности,
воображение, фантазию детей.
Цель: изготовление снежинки из
«Снежинка»
Техника мозаики бумаги способом оригами.
Задачи: обобщить и
систематизировать знания детей о
зиме, о зимних явлениях.
Цель: Познакомить детей с новым
«Волшебная
нетрадиционным способом рисования.
картина»
Формировать
умение
Рисование воском Задачи:
выполнять рисунки с
помощью восковых свечей
и
акварельных
красок.
Развивать
творческие
способности,
мелкую
моторику рук, фантазию.
Цель:
Совершенствовать
навыки
«Ёлочка» 3D

1

1

4 часа

1

1

1

вырезывания, с опорой на схему.
Задачи:
Закреплять
навыки
вырезывания из бумаги, сложенной
пополам. Развивать координацию, в
системе «глаз-рука».
5.
ЯНВАРЬ
Цель:
создать
условия
для
«Зимний лес»
Рисование мятой формирования навыков и умений детей
в рисовании нетрадиционным методом
бумагой
– мятой бумагой.
Задачи:
воспитывать
у
детей
эстетическое
восприятие
действительности,
эстетическое
отношение к явлениям окружающего
мира.
Рисование солью Цель: познакомить детей с
нетрадиционной
(снежинка,
техникой рисования солью.
елочка)
Задачи: Познакомить детей с
нетрадиционной
техникой рисования: рисование солью.
Развивать интерес к изобразительной
деятельности.
Цель: познакомить с новым способом
«Медведь в
работы с пластилином – барельефом,
берлоге»
лепка жгутиками, продолжать учить
работать стекой для более точной
передачи образа (прожилки на листьях,
реснички на глазах и когти на
лапах медведя).
«Зимний пейзаж» Цель: обучение детей нетрадиционной
технике рисования, формирование
обобщённого представления о зиме как
времени года.
Задачи: познакомить с приемом отпечаток (оттиск) капустным листом,
рисованием зубной щёткой;
учить прижимать капустный лист к
тонированной бумаге и наносить
оттиск на бумагу.
аппликация

6.

ФЕВРАЛЬ

1

4 часа

1

1

1

1

4 часа

«Панда»
Рисование
вилками

«Кошечка»
Аппликация из
газет

«Елочкакрасавица» из
ткани

«Лебедь» из
природного
материала

7.
«Кувшинка» из
пластиковых
ложек

«Цветы весны»

Цель: Познакомить детей с новой
техникой творческой деятельности –
рисование вилкой.
Задачи: Обучение детей методам и
приёмам
нестандартной технике
рисования.
Развитие
творческого
мышления
и
воображения
при
создании
рисунка нетрадиционным
методом.
Воспитание
аккуратности,
самостоятельности,
внимательности
при работе с гуашью и вилкой.
Цель:
расширить
и
обобщить
представления детей о кошках.
Задачи:
пополнить
знания
о
пользе кошки для
человека,
систематизировать информацию о
жизни
и
внешнем
виде кошек,
воспитывать потребность любить и
заботиться о кошках.
Цель: Учить детей коллективно
создавать аппликации из ткани.
Закреплять
умение
по-разному
располагать в пространстве листа
различные
изображения.
Использование различных материалов.
Цель: занятия: научить изготавливать
фигуру лебедя, используя природный
материал.
Задачи: Продолжать обучать разным
приемам
работы
с
природным
материалом,
пластилином.
Формировать навыки создания поделки
из природного материала.
МАРТ
Цель: Формирование навыков работы
с бросовым материалом.
Задачи: заинтересовать и вовлечь в
работу по изготовлению кувшинок из
одноразовых ложек;
продолжать
обучать технологии работы с бросовым
материалом (пластиковые ложки).
Теория: Просмотр репродукций и
детских работ.
Практика: «Букет сирени в вазе» -

1

1

1

1

4 часа

1

1

проработка рисования вазы разной
формы двумя руками, отработка
сочетания 2 15 цвета в рисунке
(простой карандаш, гуашь)
Цель: изготовление игрушки –
«Петушок» из
петушка из бросового
материала.
бросового
Задачи: учить создавать поделку из
материала
бумаги и бросового материала своими
руками; развивать навыки работы с
различными
материалами
при
конструировании.
«Веселый жираф» Цель: Продолжать учить детей
использовать ладонь как
Рисование
изобразительное средство, окрашивать
ладошками и
ее краской и делать отпечатки,
пальцем
закреплять
умение
дополнять
изображение
деталями.
Учить
создавать выразительную картину,
используя нетрадиционные техники,
выразительно
отображать
в рисунке образ животного.
8.
АПРЕЛЬ
Цель: закрепление представлений о
«Собака»
домашних
животных;
развивать
Рисование
умение работать с графическими
мазками
материалами;
учить
правильно
изображать части тела животного на
бумаге.
Задачи:
учить рисовать собаку;
познакомить детей с историческими
фактами,
свидетельствующими
о
преданности и отваге этого животного.
«Летучая мышь» Цель: познакомить детей с животным
активным в ночное время суток Рисование
летучей мышью.
тычками по
Задачи:
Дать
представление
о
шаблону
роли летучей мыши в
природе.
Углубить представление о способах
питания
животных
на
примере
эхолокации.
Цель: лепка ракеты из соленого теста.
«Ракета» из
соленого теста и Задачи: расширять представления
об
окружающем
мире
восковых мелков детей
(о космосе); закреплять умение лепить
палочки,
приемом

1

1

4 часа

1

1

1

раскатывания теста прямыми
движениями
ладошек,
соединять
детали,
сглаживать
пальцами
поверхность вылепленных предметов;
Цель:
Создание
условий
для
«Коврик» из
формирования
познавательнобумажных
исследовательского интереса у детей
салфеток
(экспериментиров при помощи экспериментов.
Задачи:
Продолжать
учить
ание)
выполнять эксперименты по заданному
алгоритму;
Формировать
умение
устанавливать причинно-следственные
связи, выделять свойства воды,
понаблюдать как происходит процесс
впитывания жидкости твердым телом,
а именно салфеткой.
9.
МАЙ
Цель: Продолжать учить детей
Рисование
работать с нитками (шерстяными),
шерстяными
способствовать развитию воображения
нитками
при создании изделий из пряжи.
«Веер» с цветами Цель: изготовление поделки из
цветной бумаги.
Задачи: Развивать навыки работы
с бумагой,
выполняя
аккуратные
точные
сгибы.
Упражнять
в
вырезывании
одинаковых
частей из бумаги, сложенной вчетверо.
учить
рисовать пейзаж,
Картина пейзаж Цель:
закрепить знания детей о жанре
живописи – пейзаж, учить выделять
художественные средства, передающие
разное состояние природы.
Задачи: учить рисовать пейзаж;
закреплять умения рисовать деревья;
закреплять умения смешивать цвета в
палитре; совершенствовать умения
пользоваться
нетрадиционными
инструментами для рисования (ватные
палочки).
Цель: Создание цветного изображения
«Арбуз»
пластилинография дольки
арбуза в
технике пластилинографии.
Задачи: формирование умений у детей
ориентироваться на листе бумаги; —

1

4 часа
1

1

1

1

ознакомление с окружающим миром;
использование
пластилина,
семя
арбуза.
Итого:

36 часов

Длительность занятия 30 минут (в таблице академический 1 час).

Основные техники, используемые в работе с детьми
Торцевание – достаточно новая и интересная техника работы с разными
видами бумаги, при которой бумага накручивается на основу (стержень от
ручки) и приклеивается к основе торцевой стороной.
Айрис-фолдинг — можно перевести как «радужное складывание». Рисунок
заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на
друга
под
определённым
углом,
создают
интересный
эффект
закручивающейся спирали.
Скрапбукинг (от англ. skrap – вырезка, book – книга, буквальный перевод –
«книга из вырезок») – это вид рукоделия в котором основным материалом
является бумага, вид
творчества оформления открыток, альбомов с
помощью тактильных и визуальных приемов: газетных вырезок, записей,
наклеек.
Декупаж или салфеточная техника (от франц. «вырезать») – техника
украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных
мотивов.

3. Организационный раздел
3.1.Организационно-педагогические условия реализации
программы
Кадровое обеспечение. Реализовывать программу может педагог,
имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование,
обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими
умениями в области декоративно-прикладного творчества и опытом
организации проектной деятельности детей. Основная технология,
применяемая при реализации программы – это система развивающего
обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности,
которая предполагает:
-практические упражнения на освоение техник декоративноприкладного творчества;
-практическую работу по изготовлению изделия в какой-либо технике
декоративно-прикладного творчества.
В работе по программе применяются следующие методы обучения:
- репродуктивный: организуются задания на тренировку, упражнения
на повторение;
-иллюстративный:
объяснение
сопровождается
демонстрацией
наглядного материала;
- проблемный: педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее
решения;
- эвристический: проблему формируют сами дети, ими и предлагаются
способы ее решения;
- словесный: рассказ, беседы – на таких занятиях излагается
теоретический материал о художественных приемах, техниках и
направлениях, о материалах и технических средствах, применяемых в данном
виде творчества;
- практический: организация рабочего места, приобретение и отработка
навыков и приемов работы с материалами и инструментами. Методы
построения рисунка демонстрируются преподавателем на доске. Если в
процессе самостоятельной работы обучающиеся испытывают трудности,
проводится индивидуальная работа, педагогом выявляются ошибки, которые
разбираются на доске. В конце каждого занятия проводится анализ работ,
выявляются ошибки. Дети самостоятельно отмечают лучшие работы.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом.
Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна претворять,
и завершать оценку.
Отчет о работе ИЗО-студии проходит в форме выставки «Наш
вернисаж», где систематически вывешиваются работы воспитанников.

3.2. Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации данной программы в ИЗО -студии имеется
следующее оборудование:
Материально- техническое оснащение кабинета ИЗО
№

Наименование

Ко-во

Примечание

1 Жалюзи 16.129 м

1

На 3 окна

2 Шкаф двухстворчатый д/ игрушек

3

От набора мебели

3 Стол детский трапеция

7

4 Стол большой многоугольный

1

5 Стулья детские

15

6 Мальберт (пластик)

5

7 Ваза напольная

1

8 Доска магнитная на колёсах

1

9 Шкаф книжный (стеклянные дверца)

1

10 Стеллаж металический

1

11 Световой модуль «Песочная анимация»

1

12 Стол расписной (хохлама)

1

13 Ваза декоративная «Греция»

1

14 Этожерка под мелочи (пластик)

1

15 Часы настенные круглые

1

16 Рамки для картин (пластик)

8

большие

17 Рамки для картин (пластик)

2

малые

18 Рамки для картин (дерево)

10

Коридор

19 Наборы досок декоративно-прикладного
творчества: Уральская роспись

3

20 Наборы досок декоративно-прикладного
творчества: Городецкая роспись

1

21 Глиняная игрушка «Дымково»

7

22 Глиняная игрушка «Мезенская»

2

23 «Матрешки» деревянная игрушка

2

24 Игрушки декоративные, прессованное
дерево

11

От набора мебели

Набора

25 Тарелка расписная круглая

3

26 Посуда деревянная «Хохлома»

12

27 Ложки «Хохлома»

8

28 Муляжи овощей и фруктов (пластик)

15

29 Игры настольные

11

30 Коврики для рисования водой

10

31 Пазлы

4

32 Кисти для рисования №5

10

33 Кисти для рисования № 3

10

34 Кисти для рисования № 2

10

35 Ножницы

15

36 Клей ПВА

1

37 Краски (гуашь) 500 мл.

10

38 Краски акварель (пачка)

10

39 Мелки восковые (пачка)

10

40 Фломастеры (пачка)

10

41 Карандаши цветные (пачка)

10

42 Карандаши простые (графит)

11

43 Альбомы для рисования А-4 Ф

3

44 Бумага цветная А-4 Ф

30

45 Картон цветной А-4 Ф

-

46 Пластилин

-

47 Стаканы д/ воды (пластик)

17

48 Тарелочки раздаточные (пластик)

12

49 Чашка для клея (пластик)

6

50 Материал бросовый для поделок
51 Подставки под кисти (пластик) оранж.

В ассортименте
10

52 Игры дидактические ( handmade)
53 Подставка под карточки (пластик)

предметов

В ассортименте
2

3.3 Дидактическое и методическое обеспечение (учебнометодический комплект)
Для
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности
ИЗО – студия «Акварелька» сформирован методический комплект, который
постоянно пополняется. Учебно-методический комплект имеет следующие
разделы и включает следующие материалы:
 «Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста» Р.Т.
Казакова, Москва, «Творческий центр» 2005г.
 «Природа и художник» Т.А. Компанцева, Москва , «Творческий центр
сфера» 2001г.
 «Коллекция идей» Р.Туфкрео, М. Кудейко, «Линка- пресс», Москва
2004г.
 «Уроки творчества» Н.А.Цирулик, Т.Н.Просняков, Ульяновск, 2000г.
 «Детское художественное творчество» Т.С. Камарова, Москва
«Мозаика- синтез» 2005г.
 «Радость творчества» О.А. Соломенникова, Москва, «Мозаика-синтез»
2005г.
 «Приглашаем к творчеству» Н. В.Дубровская «Детство-пресс» СанктПетербург 2002г.
 «Занятие по изобр. искусству» А.С. Галанов, С.Н.Корнилова,
С.Л.Куликова Творческий центр сфера, Москва, 1999г.
 «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» Т.У. «Учитель»
Воронеж 2005г.
 «Природа, искусство, изобразительная деятельность детей» Т.Н.
Доронова «Просвещение» Москва, 2000г.
 «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
Подготовительная к школе группа», Москва, «Влодос», 2000г.
 «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя
группа , Москва, «Влодос», 2003г.
 «Изобразительная деятельность в детском саду и школе»,Т.С.
Камарова, О.Ю.Зарьянов, Москва, «Педагогическое творчество
России»2000г.
 «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ»,
Т.Н.Карачунская, Москва, «Творческий центр», 2005г.
 «Обучаем детей изобразительной деятельности» Т.Н. Доронова,
Москва, «Школьная Пресса»,2005г.
 «Знакомство с натюрмортом», Н.А.Курочкина С-Петербург, «Детствопресс» 1999г.
 «Мастерская юных художников» И.В. Тюфанова, С-Петербург,
«Детство Пресс» 2004г.
 «Объёмная аппликация», И.М. Петрова, Санкт-Петербург, «Детство-

пресс», 2000г.
 «Волшебные полоски», И.М. Петрова, Санкт-Петербург,
 «Оригами для дошкольников», С.В. Соколова С-Петербург «Детство
пресс» 2003г.
«Работа с бумагой: поделки и игры» И.И. Кобитина, Москва, Творческий
центр «Сфера», 1999г.
 Лыкова И.А. Цветные тропинки. Изобразительная деятельность в
детском саду. Вторая младшая группа : программа, методические
рекомендации, конспекты занятий / И.А. Лыкова. – М.: Вентана-Граф,
готовится к печати.
 Лыкова И.А. Цветные тропинки. Изобразительная деятельность в
детском саду. Средняя группа : программа, методические
рекомендации, конспекты занятий / И.А. Лыкова. – М.: Вентана-Граф,
готовится к печати.
 Лыкова И.А. Цветные тропинки. Изобразительная деятельность в
детском саду. Старшая группа : программа, методические
рекомендации, конспекты занятий / И.А. Лыкова. – М.: Вентана-Граф,
готовится к печати.
 Лыкова И.А. Цветные тропинки. Изобразительная деятельность в
детском саду. Подготовительная к школе группа : программа,
методические рекомендации, конспекты занятий / И.А. Лыкова. – М.:
Вентана-Граф, готовится к печати.
 Лыкова И.А. Цветные тропинки. Лепка. Рисование. Аппликация.
Альбом для художественного творчества детей 5-7 лет / И.А. Лыкова. –
М.: Вентана-Граф, готовится к печати.
 Киселёва С.Л. Развитие воображения в изобразительной деятельности
дошкольников 3–7 лет / С.Л. Киселёва. – М.: Вентана-Граф, готовится к
печати.
 Понкратова С.Н. Художественный труд. Пособие для работы с детьми
3–7 лет : методическое пособие с CD-диском / С.Н. Понкратова. – М.:
Вентана-Граф.

4. Источники
1. Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по подготовке авторских
программ дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова,
А.С. Постников [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и
молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа: http://doto.ucoz.ru/metod/.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ, 26.12.2012 г.
[Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской
Федерации. –
Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29ФЗ Об образовании в РФ
3. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
[Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный
портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа:
http://dopedu.ru/poslednie
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо
Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
"Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование:
информационный портал системы дополнительного образования детей. –
Режим
доступа:
http://dopedu.ru/poslednie-novosti/novie-sanpin-dlyaorganizatsiy-dod.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
[Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой
информации. Государственная система правовой информации. – Режим
доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811300034.
7. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2001.
8. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
9. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Проблема одаренности и
индивидуальные цели воспитания. М., 1991, гл. XVII –с.345-349.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол.
очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.
12. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.

13. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.:
Просвещение, 2000.
14. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. –
111с.: ил.
15. Даниэль С.М. Искусство видеть. – Л., 1990.
16. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном
учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
17. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы
объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия
Холдинг, 2001.
18. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа
«Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
19. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать
художественному развитию детей. - М.: Чистые пруды, 2007. -32с.: ил.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».