Приказ Минобрнауки

Редакция от 1 янв 2016
ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 09.11.2015 № 1309

Об утверждении Порядка обеспечения условий
доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также
оказания им при этом необходимой помощи
В соответствии с подпунктом 5.2.73.13 Положения о Министерстве образования и
науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 466 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2013, № 23, ст.2923; № 33, ст.4386; № 37, ст.4702; 2014,
№ 2, ст.126; № 6, ст.582; № 27, ст.3776; 2015, № 26, ст.3898; № 43, ст.5976),
приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации прилагаемый Порядок обеспечения условий доступности
для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также
оказания им при этом необходимой помощи.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 года.
Министр
Д.В.Ливанов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
8 декабря 2015 года,
регистрационный № 40000

Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 9 ноября 2015 года № 1309
Приложение. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов
и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи
1. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи определяет правила обеспечения условий доступности для
инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и
помещения) (далее - объекты) Министерства образования и науки Российской
Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки,
Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в
сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих
управление в сфере образования (далее - органы), подведомственных органам
организаций (далее - организации); услуг в сфере образования, предоставляемых
органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27 июля
2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010,
№ 31, ст.4179; 2011, № 15, ст.2038; № 27, ст.3873, ст.3880; № 29, ст.4291; № 30,
ст.4587; № 49, ст.7061; 2012, № 31, ст.4322; 2013, № 14, ст.1651; № 27, ст.3477,
ст.3480; № 30, ст.4084; № 51, ст.6679; № 52, ст.6952, ст.6961, ст.7009; 2014, № 26,
ст.3366; № 30, ст.4264; 2015, № 1, ст.67, ст.72; № 29, ст.4342) (далее - услуги в
сфере образования), а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи
в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и
использованию объектов наравне с другими лицами.
2. Руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере
образования, в пределах установленных полномочий организуют
инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по
вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг
в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций
организма и ограничений жизнедеятельности.
3. Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере
образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий
доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными
законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях
доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников
объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а
также сменного кресла-коляски;

в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом
в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с
помощью работников объекта;
г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и
возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование
инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для
обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с
учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование
необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также
надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками,
выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собакипроводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение,
выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 386н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2015
года, регистрационный № 38115).
4. Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере
образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий
доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными
законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком
работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом
Брайля и на контрастном фоне;
б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них
форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об
оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими
других необходимых для получения услуги действий;
в) предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с
использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на
объект сурдопереводчика, тифлопереводчика;
г) наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых
мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;
д) адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги
в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
е) обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей
услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в
заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной
программе реабилитации инвалида;

ж) предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной
литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования;
з) оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в
сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении
барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию
объектов наравне с другими лицами;
и) условия доступности услуг в сфере образования для инвалидов,
предусмотренные:
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 14 июня 2013 года № 464 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 года, регистрационный № 29200),
с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки
Российской Федерации от 22 января 2014 года № 31 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 7 марта 2014 года,
регистрационный № 31539) и от 15 декабря 2014 года № 1580 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2015 года,
регистрационный № 35545);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года
№ 1008 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27
ноября 2013 года, регистрационный № 30468);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 26 сентября 2013 года,
регистрационный № 30038);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 1 октября 2013 года, регистрационный № 30067),
с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки
Российской Федерации от 13 декабря 2013 года, № 1342 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 7 февраля 2014 года,
регистрационный № 31250), от 28 мая 2014 года № 598 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 2014 года,
регистрационный № 33406) и от 17 июля 2015 года № 734 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2015 года,
регистрационный № 38490);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по

образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата,
программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013
года № 1367 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24
февраля 2014 года, регистрационный № 31402), с изменениями, внесенными
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января
2015 года № 7 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
11 февраля 2015 года, регистрационный № 35965).
5. Органами и организациями, предоставляющими услуги в сфере образования,
осуществляются меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки
с 1 июля 2016 года вновь вводимых в эксплуатацию, а также прошедших
капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов, в которых
осуществляется предоставление услуг, а также по обеспечению закупки с 1 июля
2016 года транспортных средств для обслуживания населения с соблюдением
требований к их доступности для инвалидов, установленных статьей 15
Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, № 48, ст.4563; 1998, № 31, ст.3803; 1999, № 2, ст.232; № 29,
ст.3693; 2001, № 24, ст.2410; № 33, ст.3426; № 53, ст.5024; 2002, № 1, ст.2; № 22,
ст.2026; 2003, № 2, ст.167; № 43, ст.4108; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 1, ст.25;
2006, № 1, ст.10; 2007, № 43, ст.5084; № 49, ст.6070; 2008, № 9, ст.817; № 29,
ст.3410; № 30, ст.3616; № 52, ст.6224; 2009, № 18, ст.2152; № 30, ст.3739; 2010, №
50, ст.6609; 2011, № 27, ст.3880; № 30, ст.4596; № 45, ст.6329; № 47, ст.6608; №
49, ст.7033; 2012, № 29, ст.3990; № 30, ст.4175; № 53, ст.7621; 2013, № 8, ст.717; №
19, ст.2331; № 27, ст.3460, ст.3475, ст.3477; № 48, ст.6160; № 52, ст.6986; 2014, №
26, ст.3406; № 30, ст.4268; № 49, ст.6928; 2015, № 14, ст.2008; № 27, ст.3967), а
также норм и правил, предусмотренных пунктом 41 перечня национальных
стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в
результате применения которых на обязательной основе обеспечивается
соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о
безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст.465).
6. Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования в
арендуемых для предоставления услуг объектах, которые невозможно полностью
приспособить с учетом потребностей инвалидов, принимают меры по
заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в
проекты договоров их аренды условий о выполнении собственником объекта
требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта.
7. Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях
определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и
предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт
доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование
и паспортизация, Паспорт доступности).
8. Паспорт доступности содержит следующие разделы:
а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;

б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся
недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с
использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка;
в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг
и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с
использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка;
г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для
приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с
требованиями законодательства Российской Федерации.
9. Для проведения обследования и паспортизации распорядительным актом
органа или организации, предоставляющих услуги в сфере образования, создается
комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта и
предоставляемых на нем услуг (далее - Комиссия), утверждаются ее состав, планграфик проведения обследования и паспортизации, а также организуется работа
Комиссии.
10. В состав Комиссии включаются (по согласованию) представители
общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на
территории поселения, муниципального района, городского округа, где
расположен объект, на котором планируется проведение обследования и
паспортизации.
11. Оценка соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов объектов
осуществляется с использованием следующих показателей доступности для
инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования:
а) удельный вес введенных с 1 июля 2016 года в эксплуатацию объектов (зданий,
помещений), в которых предоставляются услуги в сфере образования, а также
используемых для перевозки инвалидов транспортных средств, полностью
соответствующих требованиям доступности для инвалидов, от общего количества
вновь вводимых объектов и используемых для перевозки инвалидов
транспортных средств;
б) удельный вес существующих объектов, которые в результате проведения после 1
июля 2016 года на них капитального ремонта, реконструкции, модернизации
полностью соответствуют требованиям доступности для инвалидов объектов и
услуг, от общего количества объектов, прошедших капитальный ремонт,
реконструкцию, модернизацию;
в) удельный вес существующих объектов, на которых до проведения капитального
ремонта или реконструкции обеспечивается доступ инвалидов к месту
предоставления услуги, предоставление необходимых услуг в дистанционном
режиме, предоставление, когда это возможно, необходимых услуг по месту
жительства инвалида, от общего количества объектов, на которых в настоящее
время невозможно полностью обеспечить доступность с учетом потребностей
инвалидов;
г) удельный вес объектов, на которых обеспечиваются условия индивидуальной
мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения
по объекту, от общего количества объектов, на которых инвалидам
предоставляются услуги, в том числе, на которых имеются:

выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов;
сменные кресла-коляски;
адаптированные лифты;
поручни;
пандусы;
подъемные платформы (аппарели);
раздвижные двери;
доступные входные группы;
доступные санитарно-гигиенические помещения;
достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок от
общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги в
сфере образования;
д) удельный вес объектов с надлежащим размещением оборудования и носителей
информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к
объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений
жизнедеятельности инвалида, а также надписей, знаков и иной текстовой и
графической информации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и
на контрастном фоне, от общего количества объектов, на которых инвалидам
предоставляются услуги в сфере образования;
е) удельный вес объектов в сфере образования, имеющих утвержденные Паспорта
доступности, от общего количества объектов, на которых предоставляются услуги
в сфере образования.
12. Оценка соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов услуг
осуществляется с использованием следующих показателей доступности для
инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования:
а) удельный вес объектов, в которых одно из помещений, предназначенных для
проведения массовых мероприятий, оборудовано индукционной петлей и
звукоусиливающей аппаратурой, от общего количества объектов, на которых
инвалидам предоставляются услуги в сфере образования;
б) удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых с использованием
русского жестового языка, допуском сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика,
от общего количества предоставляемых услуг в сфере образования;
в) доля работников органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере
образования, прошедших инструктирование или обучение для работы с
инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов
объектов и услуг в сфере образования в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, от
общего числа работников органов и организаций, предоставляющих услуги в
сфере образования;

г) удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых инвалидам с
сопровождением ассистента-помощника, от общего количества предоставляемых
услуг в сфере образования;
д) удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых инвалидам с
сопровождением тьютора, от общего количества предоставляемых услуг в сфере
образования;
е) доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций и
общеобразовательных организаций, имеющих образование и (или)
квалификацию, позволяющие осуществлять обучение по адаптированным
основным общеобразовательным программам, от общего числа педагогических
работников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных
организаций;
ж) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное
образование, от общего числа детей-инвалидов данного возраста;
з) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным
образованием, от общего числа детей-инвалидов данного возраста;
и) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного
общего образования, от общего числа детей-инвалидов школьного возраста;
к) удельный вес органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере
образования, официальный сайт которых адаптирован для лиц с нарушением
зрения (слабовидящих).
13. По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг
Комиссией для включения в Паспорт доступности разрабатываются (с учетом
положений об обеспечении "разумного приспособления" Конвенции о правах
инвалидов от 13 декабря 2006 года (Собрание законодательства Российской
Федерации 2013, № 6, ст.468) предложения по принятию управленческих
решений, в том числе:
по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности
существующего объекта и предоставляемых услуг в соответствии с частью 4 статьи
15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, № 48, ст.4563; 1998, № 31, ст.3803; 1999, № 2, ст.232; № 29,
ст.3693; 2001, № 24, ст.2410; № 33, ст.3426; № 53, ст.5024; 2002, № 1, ст.2; № 22,
ст.2026; 2003, № 2, ст.167; № 43, ст.4108; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 1, ст.25;
2006, № 1, ст.10; 2007, № 43, ст.5084; № 49, ст.6070; 2008, № 9, ст.817; № 29,
ст.3410; № 30, ст.3616; № 52, ст.6224; 2009, № 18, ст.2152; № 30, ст.3739; 2010, №
50, ст.6609; 2011, № 27, ст.3880; № 30, ст.4596; № 45, ст.6329; № 47, ст.6608; №
49, ст.7033; 2012, № 29, ст.3990; № 30, ст.4175; № 53, ст.7621; 2013, № 8, ст.717; №
19, ст.2331; № 27, ст.3460, ст.3475, ст.3477; № 48, ст.6160; № 52, ст.6986; 2014, №
26, ст.3406; № 30, ст.4268; № 49, ст.6928; 2015, № 14, ст.2008; № 27, ст.3967) в
случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребностей
инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта;
по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах
его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках
переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения

уровня его доступности и условий для предоставления на нем услуг с учетом
потребностей инвалидов;
по включению в технические задания на разработку проектно-сметной
документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями
и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых
предоставляются услуги в сфере образования, условий, обеспечивающих их
полное соответствие требованиям доступности объектов для инвалидов с 1 июля
2016 года.
14. Паспорт доступности организации, разработанный Комиссией, утверждается
руководителем организации и представляется в течение 10 рабочих дней после
утверждения:
муниципальными организациями - в орган местного самоуправления, на
территории которого ими осуществляется деятельность;
государственными организациями, находящимися в ведении органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих
государственное управление в сфере образования, - в органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное
управление в сфере образования;
федеральными государственными организациями - в федеральные
государственные органы, осуществляющие функции учредителя указанных
организаций.
Паспорт доступности органа утверждается руководителем органа.
15. В случае предоставления услуги в арендуемом помещении (здании) или с
использованием арендуемого транспортного средства в состав Комиссии
включается представитель собственника арендуемого помещения (здания) или
транспортного средства, а в предложениях по повышению уровня доступности
объекта учитываются его предложения, которые вытекают из обязанности
собственника обеспечивать условия доступности для инвалидов объектов и услуг в
соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №
181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст.4563; 1998, № 31,
ст.3803; 1999, № 2, ст.232; № 29, ст.3693; 2001, № 24, ст.2410; № 33, ст.3426; №
53, ст.5024; 2002, № 1, ст.2; № 22, ст.2026; 2003, № 2, ст.167; № 43, ст.4108; 2004,
№ 35, ст.3607; 2005, № 1, ст.25; 2006, № 1, ст.10; 2007, № 43, ст.5084; № 49,
ст.6070; 2008, № 9, ст.817; № 29, ст.3410; № 30, ст.3616; № 52, ст.6224; 2009, №
18, ст.2152; № 30, ст.3739; 2010, № 50, ст.6609; 2011, № 27, ст.3880; № 30, ст.4596;
№ 45, ст.6329; № 47, ст.6608; № 49, ст.7033; 2012, № 29, ст.3990; № 30, ст.4175;
№ 53, ст.7621; 2013, № 8, ст.717; № 19, ст.2331; № 27, ст.3460, ст.3475, ст.3477; №
48, ст.6160; № 52, ст.6986; 2014, № 26, ст.3406; № 30, ст.4268; № 49, ст.6928;
2015, № 14, ст.2008; № 27, ст.3967).
16. Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, с
использованием показателей, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящего
Порядка, а также на основании представленных Паспортов доступности
разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее - "дорожные карты") по
повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в

соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений
показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах
деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 июня 2015 года № 599 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2015, № 26, ст.3894).
17. "Дорожные карты", разработанные и утвержденные Федеральной службой по
надзору в сфере образования и науки и Федеральным агентством по делам
молодежи, представляются в Министерство образования и науки Российской
Федерации.
и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 10.12.2015,
№ 0001201512100026

© Материал из БСС "Система Главбух"
budget.1gl.ru
Дата копирования: 02.03.2016

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».