26.04.2019
Эссе музыкального руководителя
"Моя педагогическая философия"
Музыка — могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно
Полноценное умственное развитие.
Василий Александрович Сухомлинский
Музыкальный руководитель – это особая профессия. И появилась она относительно недавно – в послевоенные годы (1948г). До этого музыкальным воспитанием занимались сами воспитатели. Иногда им помогали музыканты, которые приходили в детский сад и их должность называлась по-разному: «Музыкальный работник», «Музыкальный воспитатель», «Музыкальный руководитель».
Музыкальный руководитель несет огромную ответственность перед детьми, которые потом выходят в большую жизнь. Я рада тому, что моя профессия - это дело всей моей жизни. Она дает возможность постоянно находиться в мире музыки, в мире сказки, в мире детства и фантазии. Как начинает трепетать сердце на музыкальном занятии, когда вижу, что все дети смотрят на меня глазами, которые жадно ловят каждое моё слово, взгляд, жест. А как они сидят, затаив дыхание, когда я касаюсь клавиш на фортепиано. И какую чувствуешь радость, когда встретив тебя вне музыкального зала, дети спрашивают: «Когда мы к вам снова пойдем на занятие?». Видя это изо дня в день, я понимаю, что нужна им, и поэтому хочется снова и снова дарить тепло своего сердца.
Очень важно установить взаимопонимание между родителями и детьми, воспитателями и воспитанниками, ведь нравственное воспитание – процесс двусторонний, который предполагает активность всех его участников. «Счастье – это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.
Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра и красоты. Мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом, развивая эмоции, интересы, воображение, вкусы ребенка
Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт эстетической деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие.
Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия музыки, тем богаче его тезаурус, тем успешнее становится его развитие.
Если эстетическое сознание ребенка обогащается с помощью музыки, то это не проходит бесследно для его духовного становления. В результате приобретения основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации – способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления.
Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребенка. Именно музыка может стать эмоционально – оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира.
Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.
Работая в детском саду музыкальным руководителем, я всё чаще стала убеждаться в том, что правильно сделала выбор своей профессии. Появляющиеся передо мной трудности никогда не разочаровывали меня в этой деятельности, а наоборот, учили добру, любви, быть сильной и целеустремленной. Мне нравится то, чем я занимаюсь, и я думаю, что мой творческий труд поможет в будущем ребенку вырасти настоящим человеком.
«Мы не можем делать великие дела, но мы можем делать маленькие дела, но с великой любовью» эти слова Матери Терезы вселяют в меня уверенность, что вместе с педагогами и родителями мы постараемся сделать все, чтобы видеть только счастливые глаза наших детей.
С чего зарождается музыка?
Из трепета сочной травы.
Из шелеста листьев на дереве
И отзвуков летней грозы.
А, может, она начинается в журчании звонком ручья?
От крыльев летающих бабочек и пения соловья?
С чего зарождается музыка?
Из звуков природы родной!
И это, по счастью, волнует нас
И манит, ведёт за собой!